ЯМНИЙСКАЯ ШКОЛА
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЯМНИЙСКАЯ ШКОЛА, иудаистская богословская школа, с деятельностью
к-рой связывается завершение *канона ВЗ.
Основателем Я.ш. считается *фарисей Иоханан бен Заккай (ум. ок.
80 н.э.). Противник войны с Римом, он скрылся из Иерусалима во время
осады города и испросил у имп. Веспасиана разрешения открыть духовное
училище в Ямнии (Явне, Иавне) близ Яффы. Целью этого училища было
упрочение иудаизма перед лицом надвигавшейся национальной катастрофы.
После падения Иерусалима Иоханан заявил, что отныне *жертвоприношения
будут заменяться добрыми делами. Он был последователем Гиллеля и
считал, что добродетель может быть спасительной и для язычника.
При нем Я.ш. стала авторитетным религ. центром и даже иногда именовалась
*«Синедрионом». Я.ш. подорвала авторитет как *зелотов, так и *саддукеев.
При преемнике Иоханана Гамалииле II (ум. ок.120) упало влияние иудейской
*александрийской школы. Сделанный в Александрии перевод Библии (см.
ст. Септуагинта) был заменен другим (см. ст. Акила). Диктаторское
правление Гамалиила II ознаменовалось также полным разрывом между
христианами и иудеями. Т.о., наследники фарисеев, *таннаи, получили
абсолютное господство в иудаизме. Это господство они удержали и
после того, как школа покинула Ямнию (2 в.).
Тем не менее христианская Церковь сочла возможным принять канон
ВЗ, сформировавшийся в Ямнии. Можно предположить, что христиане
рассматривали этот канон не как ямнийское установление, а как наследие
древнего *Предания. Время *кодификации «Ямнийского канона» точно
не известно. Наиболее вероятной датой считаются 90-е гг. 1 в. Именно
в это время *Иосиф Флавий впервые заявил, что признанных ветхозав.
книг насчитывается 22 (Против Апиона, I, 8). Предание о «соборе»
в Ямнии, официально закрепившем канон, не имеет достоверных подтверждений.
Большинство историков считает, что кодификация происходила постепенно,
в течение последних десятилетий 1 в. Фактически она касалась только
*Учительных книг, т.к. «Закон и Пророки» (и, по-видимому, Пс) были
кодифицированы значительно раньше (см. Мф 5:17; Лк 24:44). Первое
свидетельство о принятии христианами «Ямнийского канона» содержится
у свт. *Мелитона Сардийского (2 в.).
l *Т р о и ц к и й С.В., Иавнея, ПБЭ, т.6, с.3-5; см. также
ст.: Канон; Таннаи.
ЯМНИЙСКИЙ KAHОH — см. Канон; Ямнийская школа.
|