Яков Кротов. Эссе: вера.
Вспомогательные материалы:
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕХИЗИСОВ
170 тысяч слов. Католический
катехизис. 1996 год. Официальный текст, ясный и четкий. Опасность в том, что человек может решить, что, действительно, "всё ясно" - и стать нерассуждающим догматиком. Это как если школьник, выучив таблицу умножения, начнёт отвергать геометрию Лобачевского как заблуждение. Хотя не всякий, кто отклоняется от катехизиса - Лобачевский.
25 тысяч слов. Пособие
для катехизатора еп. Антония Длугоша. 1997 г. А это о том, как
вышеуказанный катехизис преподавать. Классический учебник из тех, которые
подробно объясняют то, что нормальный человек и так понимает. Пишутся такие
учебники, потому что не все люди нормальны во всех областях знания и поведения.
Если у человека нет таланта катехизатора, но по каким-то причинам он желает
катехизировать, то этот учебник ему послужит протезом. Другой вопрос, каков
будет результат. Впрочем, известно: сперва набирают негодных катехизаторов,
которыми легче управлять, а потом жалуются, что люди отворачиваются от
Церкви. Однако и человеку с призванием лучше такие учебники просматривать
- писались-то они нормальными людьми, которым поручили "передать опыт".
Всегда можно найти какую-нибудь интересную детальку.
27 тысяч слов. Катехизис
митр. Филарета Дроздова. 1823 г. В русской культуре XIX века у
катехизиса Филарета сложилась дурная репутация. Но это больше результат
насильственного обучения по этому катехизису, а сам текст отличается ясностью
и схематизмом, который помогает запоминанию. Просто не всем хотелось запоминать
то, что написано в катехизисе. Этот текст намного лучше "православных
катехизисов" 1990-2000-х гг., наполненных вчерашними советскими людьми
и наполненных агрессивными суевериями, которые хуже средневековых. Во всяком
случае, текст можно считать некоторым стандартом, отправной точкой, от
которой уже пошли все позднейшие "русские православные катехизисы"
с большими или меньшими развитиями тех или иных идей.
На сайте moepravoslavie.narod.ru замечательно ясно противопоставлялись катехизису
Семенова-Тянь-Шанского (см. на предыдущем уровне) и
"Очеркам" В.Лосского, книжке Яннараса и Алфеева - как обновленческим
и экуменистским - "Опыт православного догматического богословия с историческим
изложением догматов" еп. Сильвестра Малеванского (2 пол. 19 в.), "Догматика
Православной Церкви" Иустина Поповича (20 в., Сербия), "Конспект по
нравственному богословию" еп. Филарета Вознесенского (карловчанин, 20 в.).
Так что желающие ознакомиться с этим вариантом православной традиции - антиэкуменическим,
эсхатоложническим и пр. - могут обратиться к данным трудам.