Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
Помощь

МОНОГАМИЯ


 

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

МОНОГАМИЯ (от mТnoj, один, gЈmoj, брак) БИБЛЕЙСКАЯ, принцип единобрачия, при к-ром в супружестве состоят один муж и одна жена.

 Прямого запрета *полигамии, многоженства, в ВЗ нет. *Патриархи, следуя обычаям народов *Древнего Востока (см. ст. Археология), имели вторых жен и наложниц. Известны случаи полигамии и на протяжении всего *допленного периода. Однако уже древнейшее учение ВЗ о браке (Быт 2:18-24) давало основание видеть в М. идеал супружества. В Кн. Бытия сказано ое д и н е н и ид в у х, мужа и жены, как цели брака. Причем это единение определяется как нерасторжимое. Именно в нем цель брака, а не в естеств. процессе деторождения, к-рое может происходить вне любви и брака. М. библ. связана с понятием неповторимой ценности человека, его личности (ср. Мф 18:10-14). Любимое существо становится для любящего «единственным» (Песн 6:9). Хотя в Моисеевом законодательстве развод допускался (Втор 24:1), пророки недвусмысленно осуждали его (Мал 2:13-14).

Постепенно утверждавшийся в ВЗ принцип М. в НЗ становится заповедью Божьей. В основу ее Христос Спаситель полагает идеал нерасторжимого брака, начертанный в Кн. Бытия (Мф 19:3-9). Допущение развода во Втор Он объясняет уступкой «жестокосердию» людей. Таково и учение о браке отцов Церкви (по той же причине и правосл. Церковь допускает возможность развода).

l Брак (в Библии), ЕЭ, т.4; свящ.*Г л а г о л е вА.А., Закон ужичества, или левиратный брак у древних евреев, Труды КДА, 1914, № 4; М а с л о вИ.М., Левиратный брак у древних евреев, ПС, 1879, № 11; *С т е л л е ц к и йН.С., Брак у древних евреев, К., 1892; *Т р о и ц к и йС.В., Христ. философия брака, Париж, 1933; а также труды по *археологии библейской *Т р о и ц к о г оИ.Г. и др.; *D e  V a u xR., Les institutions de l’Ancient Testament, 1958-60.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова