Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы

История христианства: краткий библиографический указатель

Cм. основной библиографический указатель.

Программа курса по истории Церкви, Васильева, 2005.

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

Основная литература

Шмеман А. Исторический путь православия. Париж, 1954. Православный учебник, даёт предварительное представление о своеобразии православного подхода к истории.

Хроника христианства. М., 1999. Последняя по времени, объективная книга, написанная коллективом немецких историков-протестантов.

Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Брюссель, 1964. Автор - греко-католик, книга же написана объективно.

Лорц Й. История Церкви. М., 1999. Католический учебник в 2-х тт.

Блохин В.С. История поместных православных церквей. Екатеринбург, 2004. 245 с. Семинарский учебник.

Дополнительная литература

Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции. Минск, 1994. Слово "духовность" в католической традиции обозначает личную набожность.

Уэр К. История Церкви. М., 2001. Православный учебник, очень краткий.

Лупандин И.В. История натурфилософии в свете христианства. Лекции 1997 г., оп. лишь на сайте krotov.info.

Гонсалес Х. История христианства. Спб., 2001-2002. Протестантский учебник в 2-х тт.

Санников С.В. Двадцать веков христианства. Одесса, СПб.: 2001, 2002. Автор - баптист, преподаватель семинарии в Одессе, 2 тома.

Норт Дж. История Церкви. М., 1993. Протестантский учебник.

Робертсон Дж. История христианской церкви от апостольского века до наших дней. Пер. с англ. А.П. Лопухина. Т. 1—2. СПб.: Тузов, 1890—1891. 1083, 1290 с. Устаревший протестантский курс.

Функ Ф. История Христианской Церкви от времен апостольских до наших дней. В рус. пер. с значит, изменениями, дополн. и предисл. проф. П. Гидулянова. М., 1911. 616 с. Автор католик, умер в 1907 г.

Скурат К. История поместных православных церквей. М., 1994. Православный справочник в 2-х тт.

Книги Н.Тальберга, В.Асмуса, А.Дворкина к прочтению решительно не рекомендуются: авторы вольно и невольно жертвуют исторической правдой ради идеологии православного фундаментализма.

Рипарелли Э. Христианские ереси. Вчера и сегодня. Москва: Ниола-Пресс, Вече, 2008. 128 с.

ХРИСТИАНСТВО АНТИЧНОСТИ

Основная литература

Аман А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан. 95—197. М.: Мол. гвардия, 2003. 322 с.

Болотов В.В. История древней Церкви. Великолепные и не устаревшие лекции конца XIX в.

Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. – СПб., 2007. 480 с.

Афанасьев Н. Церковные соборы и их происхождение. 1940.

Дополнительная литература

Безобразов Кассиан, еп. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1950.

Лебедев А.П. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения: (Из давних времен Христианской Церкви). СПб., 1900. 340с.

Лебедев А.П. Духовенство Церкви 1-9 вв. М., 1905.

Гарнак А. Миссионерская проповедь и распространие христианства в первые три века СПб., 2007.

Мансуров С. Очерки из истории Церкви.М., 1994. Попытка дать историю православной духовности античности. 1920-е гг.

Дюшен Л. История древней Церкви. М., 1912.

БОГОСЛОВИЕ III-V ВВ. ("СВЯТООТЕЧЕСКОЕ")

Основная литература

Мелиоранский Б. Из лекций по истории и вероучению древней христианской церкви. Санкт-Петербург, 1910.

Спасский А. История догматических движений. 1906 г. 1914.

Пеликан Я. Возникновение кафолической традиции (100-600) / Пер. с англ. - М.: 2007.

Дополнительная литература

Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Его же более лёгкая книга: Иисус Христос в восточном православном богословии М., 2000.

Керн К. Патрология. Его же: Золотой век святоотеческой письменности.

Флоровский Г. Восточные отцы IV в. Его же: Восточные отцы V в.

Карташёв А. Вселенские соборы. 1964.

ХРИСТИАНСТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Лебедев А. История Греко-Восточной церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени.

Рансимэн С. Великая Церковь в пленении: История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. СПб., 2006.

XVII ВЕК

Персоналии

Желательно знать биографии следующих людей (и знать их сочинения): Беме, Декарт, Бэкон, Донн, Беллармин, Галилей, Франциск Сальский, Гроций, Арминий, Янсений, Спиноза, Паскаль, Бэньян, Мильтон, Ньютон.

Литература

Корзо М Образ человека в проповеди XVII в. Москва, 1999.

Корзо М. Украинская и белорусская катехическая традиция конца XVI-XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М., 2007.

Хронология

1605 г., 4 ноября. Пороховой заговор в Англии. Антикатолическая кампания.

1608 г., 14 мая. Создание Евангелической унии (против католика Максимилиана Баварского, с поддержкой Франции, Англии, Нидерландов).

1609, 10 июля. Католическая лига (Максимилиан, Испания). Начало Тридцатилетней волны.

1609 г. Кеплер в Праге издает книгу "Движение планет".

1610 г., 14 мая. Генрих IV убит католиком Франсуа Равальяком за поддержку Евангелической лиги.

1620 г., 8 ноября. Войска Фридриха (протестантов) разбиты у Белой горы под Прагой.

1620 г., 11 ноября. Прибытие в Америку "Мэйфлауэра".

1630 г. В Страсбурге принимается закон, запрещающий обвинения в колдовстве.

1633 г., 22 июня. Отречение Галилея.

1635 г., 13 сентября. Верховный суд Массачусетса запретил 32-летнему Роджеру Уильямсу открыто проповедовать разделение церкви и государства. Уильямс впоследствии основал первую в американских колониях баптистскую церковь.

1638 г., 6 мая. Ум. еп. Янсений (основатель янсенизма).

1647 г. В Англии обнародовано Вестминстерское исповедание. Джордж Фокс основывает первую общину квакеров.

1648 г., 24 октября. Вестфальский мир.

1650 г., 11 февраля. Ум. Декарт.

1653 г. Булла Cum Occasione осуждает пять тезисов Янсения.

1660 г., 12 ноября. Арест Джона Бэньяна за проповедь без лицензии. В тюрьме он написал "Путь паломника".

1662 г. Англия. Акт о единообразии ("униформности") против диссентеров; появление термина "нон-конформист".

1666 г. Закон тяготения Ньютона.

1675 г. Якоб Шпенер составлет "Pia desideria", манифест пиетизма.

1677 г., 21 февраля. Ум. Спиноза.

1679 г., 26 мая. Англия, принятие закона Habeas Corpus.

1681 г. Основание Пенсильвании.

1682 г., 19 марта. Галликанская декларация: во Франции утверждается господство короля над церковью.

1683 г., 23 июня. Квакер Уильям Пенн подписывает договор с индейцами будущей Пенсильвании. Вольтер сказал, что это -- единственный в истории договор, когда обошлись без клятв, и единственный договор, который не нарушили.

1685 г., 18 октября. Отмена Нантского эдикта. Изгнание гугенотов.

1689 г. Английский парламент издает декларацию о веротерпимости (не распространяется на католиков, иудеев, антитринитариев).

1692 г., 29 февраля. Начало процесса над женщинами, обвиняемыми в колдовстве, в Салеме, штат Массачусетс. Обвинение выдвинул Паррис. Всего в результате процесса было повешено 19 "ведьм", 150 были в тюрьме, пока другие пасторы не смогли успокоить горожан.

XVIII ВЕК

Персоналии

Желательно знать биографии следующих людей (и знать их сочинения): Лейбниц, Свифт, Сведенборг, Кант, Никодим Святогорец, Стерн, Эдвардс.

Литература

1723 г. Послание восточных патриархов в Англию о вере.

1786 г. Акт об установлении религиозной свободы в Виргинии.

Паисий Величковский. Автобиография. Житие. Свято-Троицкая Лавра: 2006. 204 с. Автобиография основателя современного православного старчества, ум. в 1794 г.

Врачанский, Софроний. Жизнеописание. Л.: "Наука", 1976 г. 148 с. (Серия "Литературные памятники"). Автобиография болгарского священника (1739-1813).

Аверинцев С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989,  №3.

Кабанис О., Насс Л. Революционный невроз. М., 1905. О гонениях на церковь во время Французской революции.

Говорун С.: различные статьи о религиозном возрождении православных Греции XVIII в.

Четвериков С. Молдавский старец Паисий Величковский. Петсери, 1938.

Хронология

1700 г. На испанский престол входит первый представитель династии Бурбонов, Филипп V, начинающий строить абсолютистскую монархию по французскому образцу с ограничением независимости Церкви и римского централизма. 1701. Аутодафе в Мадриде для чествования восшествия на престол Филиппа V. Государь отказывается на нем присутствовать.

1704 г. Папа запрещает применение миссионерского метода адаптации в Индии.

1705 г., 5 февраля. Смерть основателя пиетизма Спенера, крестного отца графа Цинцендорфа.

1709 г., 15 января. Папа Климент XI признает победу императора Леопольда I в споре об "испанском наследстве", папские войска разоружаются, король Карл III признается королем Испании, признаётся верховенство императора над французским королем. 1709, 10 октября. Папа окончательно признает испанским королем Карла III.

1710 г. Завершение строительства собора св. Павла в Лондоне (архитектор Кристофер Рен).

1712 г. II Вильмержская война. Швейцарские протестанты добиваются равноправия с католиками.

1717 г. Учреждение масонской Великой ложи. 1713 г. Издание буллы "Unigenitus" против янсенистов.

1721 г., 25 января. Учреждение Синода в России.

1722 г. Граф Николай Цинцендорф основывает в Гернгуте (Саксония) общину пиетистов ("гернгутеры", "моравские братья" из бывших гуситов). С 1730 г. община послала в Америку 312 миссионеров - больше, чем все протестантские конфессии за 2 века. 1723. Провал миссии в Китае.

1732 г. Папа Климент XII учреждает игру в лото (лотерею), впоследствии взятой на вооружении и светскими государствами Европы.

1734 г. Начало проповеди духовного возрождения Джонатаном Эдвардсом в Нортэмптоне (США).

1739 г., 1 января. В Лондоне под руководством Джона Уэсли (1703-1791) состоялась первая трапеза любви в методистской общине по образцу гернгутеров .

1744 г. Булла "Omnium Sollicitudinum" запрещает адаптацию христианства к местным обычаям (отменена в 1939 г.).

1745 г., апрель. Обращение Эммануила Сведенборге в Лондоне (уверовал в свою миссию по обращению человечества к вере через описание загробного мира).

1747 г., 21 марта. В этот день пережил во время шторма обращение к Христу капитан Джон Ньютон. Читал он в день обращения "О подражании Христу" Фомы Кемпийского. Он написал в память об этом гимн "Эмейзин грэйс", который остается одним из самых популярных в США.

1750 г., 30 июля. Смерть Иоганна Себастьяна Баха в Лейпциге, где он числился певчим в церкви св. Фомы.

1751 г. Начато издание "Энциклопедии" Дидро.

1754 г. Зарождение колливадов (от "коливо") или "субботников", "колливистов" на Афоне. Среди тезисов колливадов - отказ поминать усопших по воскресеньям (только по субботам).

1755 г. Издание указа о перекрещивании католиков в Греции.

1760 г. Смерть графа Цинцендорфа, основателя движения гернгутеров.

1762 г. Издание "Общественного договора" Руссо.

1762 г., 12 августа. Екатерина подписывает указ о возвращении всех вотчин духовенству.

1764 г., 26 февраля. Указ о секуляризации церковной собственности в России.

1766 г. Австрийский император Иосиф II отменяет пытки.

1767 г. Закрытие парагвайских редукций иезуитов.

1770 г. Кант становится профессором в Кенигсберге.

1773 г., 21 июля. Папа запрещает орден иезуитов.

1777 г. Макарий Нотарас и Никодим Святогорец начинают сотрудничать в подготовке издания "Добротолюбия".

1781 г. В Австрии издается "Патент веротерпимости", уравнивающий протестантов и иудеев в правах с католиками. Император Иосиф II закрывает монастыри (более 700, две трети), которые якобы не занимается социально полезной деятельностью. Из их имущества формируется "религиозный фонд" для обучения духовенства.

1782 г., 8 марта. Милиционеры Огайо убили 96 индейцев, которые приняли христианство и жили в городке моравских братьев Гнадеуттен, теперь Новая Филадельфия - в отместку за набеги совсем других индейцев на поселения белых.

1782 г. Первое издание "Добротолюбия" в Венеции.

1784 г. Американские методисты под руководством Эшбери и Томаса Кука провозглашают себя Методистской Епископальной Церковью, порывая с англиканами.

1786 г. Акт об установлении религиозной свободы в Виргинии.

1788 г. Прусский эдикт о веротерпимости.

1789. 14 июля. Штурм и взятие Бастилии.

1789. 4 августа. Декларация французских депутатов от дворянства и духовенства об отказе от феодальных привилегий.

1789, 26 августа. Издание Декларации прав человека и гражданина во Франции. Начало гонений на Церковь.

1789. 2 ноября. Во Франции декрет о передаче церковных имуществ в распоряжение нации.

1789. 1 декабря. Введение смертной казни посредством гильотины "как более гуманной".

1790, 23 февраля. Декрет, предписывающий все решения Конвента оглашать в храмах. Издание Гражданской конституции духовенства, обязывающее священников присягать Французской республике, вводящее выборность священников и епископов. К 1792 г., когда конституция должна была вступить в силу, около 40 тысяч священников, отказавшихся приносить присягу, покинули Францию.

1791 г., 10 марта. Папа издает бреве Quot aliquantum, осуждающую Гражданскую конституцию для французского духовенства.

1792, 26 августа. Декрет о высылке всех священников, верных Риму.

1792. Уильям Кэри (Англия) создает первое протестантское миссионерское общество.

1793 г., 21 января. Казнь короля Людовика XVI.

1793 г.,10-14 марта. Начало контрреволюционного восстания в Вандее и Бретани под лозунгом защиты монархии и Церкви.

1793, 7 июля. Принятие двух дополнительных декретов Национальным собранием: смертная казнь в 24 часа каждому священнику, который не повинуется декрету от 26 августа 1792 г. Высылка к Гайану священников, отказывающихся от присяги.

1793, 20 сентября. Французское законодательное Собрание приказывает передать регистрацию актов гражданского состояния светской власти (начало отделения Церкви от государства).

1793 г., 10 ноября. Праздник "торжества разума" в Париже. Начало погромов церквей (сожжено 2 тысячи зданий).

1794 г., 8 июля. Робеспьер для примирения с христианством проводит через Конвент в мае декрет о бессмертии души и устраивает торжества в честь "Высшей Сущности". В том же году в Майнце, Трире и Кельне были воздвигнуты по французскому образцу алтари в честь Разума.

1794 г., 17 июля. Казнь мучениц компьенских.

1794 г., 27 июля. Казнь Робеспьера и еще 22 человек.

1794, 18 сентября. Из государственного бюджета Франции изымается статья по уплате жалованья духовенству.

1795 г. "Пацификация" - англикане мирно оформляют разрыв с методистами. 1795 г., 21 февраля. Во Франции декрет о религиозной свободе (католикам запрещено совершать общественное богослужение). Декрет либерализован новым декретом, от 30 мая 1795 г.

1796 г. Издание "Размышлений о Франции" Жозефа де Местра, "Вольтера навыворот", по выражению Карсавина.

1798 г., 15 февраля. Римские якобинцы провозглашают Республику. Папа изгоняется в Тоскану.

1799 г., 29 августа. В Валенсии умирает папа Пий VI.

1799 г., 9-10 ноября. Термидорианский переворот во Франции. Немецкий философ Фридрих Шлейермахер издает книгу "О религии" критикуя сведения религии к нравственности, напоминая о религии как чувстве бесконечного.

1799. 24 декабря. Наполеон Бонапарт становится первым консулом

1800 г., 13 марта. Избрание папы Пия VII (кардинал-еп. Имолы Григорий-Варнава, граф Кьярамонти).

1800 г., 25 мая. Папа издает энциклику о бедствиях Церкви, выражая готовность идти на уступки. Наполеон отправляет в Рим посла Како с наставлением обходиться с папой так, как если бы него была армия в 200 тыс. человек.

1800 г., 5 июня. За 10 дней до битвы при Маренго Наполеон в речи к миланскому духовенству говорит: "Никакое общество не может существовать без морали, а настоящая мораль немыслима вне релгии. Следовательно, прочную и постоянную опору государству дает только религия. ... Наученная своими несчастиями, Франция, наконец, прозрела; она осознала, что католическая религия подобна якорю".

Lynch, Joseph H. Early Christianity: A Brief History
New York and Oxford, OUP USA, 2009, 288 pages. Краткий популярный очерк.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова