Яков Кротов. Эссе о вере: Писание. Вспомогательные материалы.
См. Библия. История Русской Церкви.
См.: Переводы Б. на русский язык - на древнерусский. - Геннадиевская Библия (15 в). - Русская библейско-историческая школа (19 в.). - Российское
библ. общество (19 век).
Михейкина М.Э. Российская библеистика: От зарождения до возрождения: Историографический
очерк. - М.: Мосты культуры, Гешарим, 2004, 136 с.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
РУССКАЯ БИБЛЕИСТИКА, изучение Свящ. Писания библеистами Рус.
Правосл. Церкви, а также внецерковными рус. и советскими историками.
1. Зарождение православной Р.б. связано с первыми опытами создания
церковно-славянских *рецензий (свт.*Алексий (Бяконт) Московский,
14 в.). В этот период возникли лишь предпосылки для формирования
на Руси самостоят. экзегезы. Наиболее актуальными были тогда проблемы
миссии, просвещения и переводов. В задачу рус. пастырей,
богословов и "книжных людей" древней Руси прежде всего входило ознакомление
читателей с самим Писанием и комментариями св. отцов. Хотя нек-рые
древнерус. писатели и поднимали сложные библейско-богословские проблемы
(*Иларион Киевский), большинство оставалось в рамках назидательного
и гомилетич. жанра (поучения Климента Смолятича, Кирилла Туровского,
Владимира Мономаха). Гомилетический подход господствовал почти безраздельно
вплоть до протопопа *Аввакума. Первую систему герменевтич.
принципов в Р.б. наметил в 50-х гг. 16 в. прп.*Максим Грек,
приехавший в Москву для исправления церк. книг.
С 17 в. начинается процесс сближения рус. культуры с западной.
Появляются первые богословские школы, к-рые вначале испытывают
влияние латинских и протестантских традиций. В 1685 в Богоявленском
м-ре (Москва) возникает школа, ставшая впоследствии Славяно-греко-латинской
академией, предшественницей МДА. Ее основатели, греч. монахи, братья
Лихуды, строят преподавание на основе святоотеч. Предания. Софроний
Лихуд (1652-1730) продолжает библ. труды прп. Максима Грека по исправлению
слав. перевода Библии. Свящ. Писанием в академии занимаются иером.
Макарий (Петрович; ум. 1766), архим. (впоследствии еп.) Феофилакт
(Горский; ум.1788), архиеп. *Тихон (Малинин), архим. Гавриил (Петров,
впоследствии митр. Петербургский; 1730-1801) и др. "Кажется, – писал
еп.*Михаил (Лузин), – именно влиянию этих мужей, знатоков и любителей
Библии, надобно приписать первый сильный толчок к движению и довольно
быстрому распространению научного изучения и толкования Библии".
Им принадлежит ряд комментариев к кн. Свящ. Писания, но б.
ч. этих трудов осталась в рукописи. Это были начальные и еще весьма
осторожные шаги Р.б. Авторы 18 в. во многом еще зависели от инославных
источников, нередко ограничиваясь их переводами и пересказами. И
все же библ. наука в России уже зародилась. Ее представители были
хорошо знакомы с древними языками и искали в экзегетике самобытных
путей. Тогда же были сформулированы важнейшие принципы рус. библ.
*герменевтики, общие с принципами, сложившимися во всей *православной
библеистике. На рубеже 18-19 вв. в этом направлении много сделали
митр.*Платон (Лёвшин) Московский и архиеп.*Феоктист (Мочульский).
Первый ввел в Троице-Сергиевой ДС систематич. занятия по Библии
и изложил правила для толкования, а второй написал первое рус. руководство
по герменевтике ("Драхма от сокровища божественных писаний Ветхого
и Нового Завета, то есть: Сокращение правил при чтении Свящ. Писания
к знанию потребных"). Большое значение для духовных школ и любителей
Слова Божьего имели тогда экзегетич. труды митр. *Амвросия (Подобедова)
и архиеп.*Иринея (Клементьевского). B 1792 архим.*Мефодий (Смирнов),
впоследствии архиеп., зачитал на "открытом собрании" Славяно-греко-латинской
академии свое толкование на Послание к Римлянам и рус. пер. текста.
Его перевод и комментарий вышли в Москве в 1794 и стали первым библ.
переводом на рус. язык.
2. Основоположники. Подлинными основоположниками православной Р.б. считаются
митр.*Филарет (Дроздов), ректор открывшейся в 1809 СПб.ДА,
и прот.*Павский Г.П. Хотя, подобно своим предшественникам, они часто
опирались на результаты зап. науки, их ключевые концепции были вполне самостоятельными.
Митр. Филарет, по словам *Елеонского Ф.Г., "вывел нашу библейскую науку из тесного
круга греко-славянского перевода на широкий научный путь". Исследуя Писание,
он придерживался четырех важнейших установок: толковать Библию, исходя из ее
оригинальных языков, применять в экзегезе научные методы с привлечением западных
трудов, ставить в центр богословские аспекты Библии, сохранять верность духу
Правосл. Церкви и св. отцов. Одной из особенностей экзегезы митр. Филарета было
мастерство, с каким он умел сопоставлять тексты для уяснения библ. учения. Как
отмечал *Бухарев А., благоговейное отношение к Библии сочеталось у него
со "свободным дерзновением веры". Митр. Филарет был активным членом * (19 d/, поборником рус. перевода Библии и прекращение
работы над ним воспринял как "обратный ход к временам схоластическим". Что касается
другого деятеля библейского общества прот. Павского, то он внес в Р.б. свои
глубокие филологич. познания, сделал первые попытки в обогащении ее данными
библ. критики того времени и фактически стал основоположником *русской
библейско-историч. школы. Знаменитый библеист *Евсеев подчеркивал,
что гонения против Павского отрицательно сказались на рус. библ. науке, затормозив
ее развитие. Тем не менее она развивалась и в "Николаевскую эпоху", что доказывают
труды таких выдающихся богословов, как архиеп. *Филарет (Гумилевский),
архиеп.*Иннокентий (Борисов), прот.*Сабинин С.К. и прот.*Горский А.В. Архиеп.Иннокентий
и прот.Горский стали зачинателями историко-синтетического жанра в библеистике
(им принадлежат первые в России жизнеописания Христа Спасителя). Огромное значение
имели текстологич. изыскания прот. Горского, к-рые он проводил совместно
с *Невоструевым К.И. В 1842 была открыта Каз. ДА, к-рая внесла в Р.б. значит.
вклад. В начале 60-х гг. появились экзегетич. работы проф. МДА Бухарева А. (архим.
Феодора), он стремился сделать библеистику актуальной для религиозной и обществ.
жизни и подходил к Писанию не только как к памятнику или как к руководству для
личного благочестия, а видел в нем путеводную звезду современности. Эта тенденция
была воспринята многими как новшество и вольнодумство, что привело к трагическому
исходу судьбы Бухарева.
60-е гг. 19 в. стали поворотным периодом для рус. библейской науки,
поскольку 1) *синодальный перевод сделал Свящ. Писание доступным
для широких кругов верующих, что вызвало нужду в скорейшем составлении
комментариев, 2) знакомство образованного общества с *отрицательной
библейской критикой требовало ее открытого обсуждения и опровержения.
Обе эти задачи и возложил на себя архим., впоследствии еп. *Михаил
(Лузин), создав ряд общедоступных толкований на НЗ и разборов западной
*радикальной критики библейской. Он положил начало новому историко-критич.
направлению в Р.б., к-рое учитывало и достижения, и ошибки
инославной библеистики. Спешность работы определила зависимость
его трудов от ортодокс. протестантов, но еп. Михаил (Лузин) воспитал
целую плеяду талантливых учеников, к-рые трудились уже вполне
самостоятельно, обогатив правосл. науку о Свящ. Писании ценными
комментариями и монографиями по библ. *истории, *богословию,
*археологии, *исагогике и *текстуальной критике.
3. Православная Р.б. 2-й пол. 19-20 вв. Указанный период отмечен
расцветом Р.б. Несмотря на цензурные препятствия, она стала
ведущей в правосл. науке о Библии и внесла свой вклад в развитие
мировой библеистики.
а) Библейско-апологетические проблемы. Поскольку *историко-литературная
критика библейская на Западе часто руководствовалась нехристианскими
и антицерковными идеями, рус. правосл. библеисты видели свою
задачу в защите Писания от покушений отрицательной критики. *Рационализм,
пантеизм, неокантианство и *исторический эволюционизм школ, вышедших
из протестантства, требовали большой апологетич. работы. В 19 в.
новые датировки свящ. книг, пересмотр их традиционной *атрибуции
и т.д. воспринимались мн. правосл. экзегетами как посягательство
на самые основы веры. Вслед за критич. работами еп. Михаила (Лузина)
последовали труды его ученика прот.*Елеонского Н., преподававшего
в МДА и Московском ун-те. Он писал исследования о теориях *Баура,
*Велльхаузена, Фридриха *Делича. Отстаивая древность *Пятикнижия,
он справедливо указывал на его архаический язык, отражающий более
ранний этап истории, нежели классич. *профетизм. Однако он не только
полемизировал с зап. авторами: мн. из них получили в его работах
высокую оценку (в частн., Франц *Делич и *Кайль, курс к-рого он
частично перевел). Библейской апологетике была посвящена большая
монография проф. Харьковского ун-та прот. *Буткевича Т.И. "Жизнь
Господа нашего Иисуса Христа". В ней содержался обзор рационалистич.
толкований Евангелия, начиная с *Гердера и *Шлейермахера,
и собраны возражения на отрицат. критику по всем частным вопросам
евангел. истории. Против решения *синоптической проблемы,
предложенного *Эвальдом и *Хольцманном Г., была написана книга известного
рус. историка, археолога и библеиста *Троицкого Н.: "О происхождении
первых трех канонических Евангелий" (1878), в к-рой прослежена и
история вопроса, начиная от 18 до сер.19 в. Крупным экзегетом
был проф. МДА *Муретов М.Д., к-рому принадлежит серия очерков о
немецкой *радикальной критике. Необыкновенной продуктивностью отличался
рус. экзегет-новозаветник архиеп. *Василий (Богдашевский), выпускник,
профессор и затем ректор КДА. Он не только критически разобрал отрицательные
гипотезы, но и создал серию комментариев к НЗ, в к-рых соединил
верность святоотеч. традиции с серьезным знанием западной лит-ры.
Полемику с концепциями *религиозно-историч. школы, *панвавилонизмом
и *мифологической теорией вели ректор КДА прот.*Глаголев А., проф.
КДА *Рыбинский В.П., проф. СПб.ДА *Зарин С.М., проф. Петерб. ун-та
*Мелиоранский Б.М. Итогом рус. ветхозав. апологетич. исагогики стал
курс проф. Каз. ДА *Юнгерова П. "Общее историко-критическое введение
в свящ. ветхозаветные книги". Этот курс явился последней попыткой
укрепить позиции *старой исагогики с привлечением солидного научного
аппарата. Впрочем, далеко не все представители Р.б. защищали эти
позиции. В 19 в. возникло другое направление, к-рое осуществило
православную рецепцию *новой исагогики (см. ст. Русская библ.-историч.
школа).
б) Текстология, *сравнительно-религиозное изучение Библии,
археология. Рус. текстуальная критика была в основном сосредоточена
на проблемах слав. Библии. На этом поприще много потрудились еп.*Амфилохий
(Сергиевский), прот. Горский А.В., Евсеев И.Е. (1868-1921), *Воскресенский
Г. и др. исследователи. Но были и видные специалисты, занимавшиеся
греч. и евр. текстами Писания. Пионерами в этой области были еп.*Симон
(Тодорский), прот. Павский Г.П., еп.*Порфирий (Успенский),
проф. СПб.ДА *Хвольсон Д.А. и др. В 1902 была опубликована уникальная
реконструкция утраченного евр. текста Кн. Варуха, сделанная
еп. *Антонином (Грановским). В 1907 в Казани вышел труд *Баженова
"Характеристика четвертого Евангелия", предвосхитивший современные
теории о семитич. прототипе Ин. Огромной эрудицией и знанием источников
отмечена монография проф. МДА *Воронцова Е.А. "Домасоретская и масоретская
Библия". В послереволюц. время текстологич. проблемы НЗ изучал известный
византолог и историк культуры, проф. ЛДА *Иванов А.И. В своих
работах он защищал ценность *Текстус рецептус и указывал на значение
*лекционариев для новозав. текстуальной критики.
Православная Р. б. энергично откликнулась на споры о влиянии Вавилона
на Библию (*Лопухин А.П., Рыбинский В.П. и др.). Сопоставлению
библ. религии с верованиями древнего мира был посвящен выдающийся
трехтомный труд еп. *Хрисанфа (Ретивцева); вопрос о связи Библии
с древневост. историографией был рассмотрен в дисс. архиеп.*Платона
(Рождественского). Выпускник МДА *Никольский М.В., кроме собственного
перевода псалмов, издал корпус клинописных текстов Месопотамии
и Урарту и был признан "отцом русской ассириологии". Данные египтологии
для реконструкции ветхозав. истории широко привлекались проф. МДА
*Введенским Д.И.
Российское *Палестинское общество, основанное в
1882 и существующее поныне, было инициатором первых библ. раскопок, проводившихся
рус. археологами. Участвовала в этой работе и *Русская духовная миссия в Иерусалиме,
возглавляемая архим.*Антонином (Капустиным). Ряд археологич. поездок по Св.
земле совершил проф. КДА *Олесницкий А.А., автор монографий о древних
палестинских памятниках. Академический курс библ. археологии был опубликован
в 1913 петербургским *гебраистом проф. *Троицким И.Г. Труды великого рус.
ученого акад.*Тураева Б.А. по *Древнему Востоку создали целую эпоху в мировой
науке. Последний по времени обзор новозав. археологии принадлежит выдающемуся
православному литургисту, музыковеду и историку, проф. ЛДА, доктору богословия
*Успенскому Н.Д. Этот обзор опубликован в ЖМП (1961, ? 5-7).
в) Герменевтика и исагогика. Термин "герменевтика" в рус. и зап.
библ. науке нередко употребляется расширительно, как синоним
толкования Библии. Но в более строгом смысле слова это понятие относится
к определению фундаментальных принципов и методов толкования (см.
ст.: Герменевтика; Новая герменевтика). Следует признать,
что спец. герменевтич. трудами Р.б. сравнительно небогата. К ним
относится упомянутая выше книга архиеп.Феоктиста (Мочульского) и
очерки *Савваитова П.И., участника *синодального перевода. Значительно
больше сделано в области изучения герменевтики святоотеч. периода.
Укажем, в частн., на работу проф.МДА *Корсунского И.Н. "Новозаветное
толкование ВЗ". Соотношению современной православной и патристической
герменевтики много внимания уделено в книге митр.*Антония (Храповицкого)
о правилах *Тихония. С общебогосл. и филос. позиций проблема герменевтики
была изучена еп.*Кассианом (Безобразовым), прот.*Булгаковым С.Н.
и *Бердяевым Н. В 1927 на Англо-русской богословской конференции
еп.Кассиан изложил основные методы и правила правосл. герменевтики.
Учебные и научные труды по исагогике писали архиеп.Иннокентий (Борисов),
еп.Михаил (Лузин), *Сольский С.М., *Хергозерский А.Н., еп.*Ириней
(Орда), *Жданов А.А., *Нарциссов Д.Н., *Дроздов Н.М. и мн. другие.
Библ. словари составляли *Солярский П.Ф;, архим.*Никифор (Баженов),
*Верховский А.Т., прот.*Михайловский В. и другие. Большое число
исагогич. статей по библеистике вышло в энциклопедич. словарях:
ПБЭ, НЭС и ЭСБЕ.
г) Экзегетические труды. Уже самые первые рус. работы по библеистике
в 18 в. представляли собой комментарии на отд. кн. Свящ.Писания.
Немало таких комментариев существовало и в проповеднической лит-ре
(см. ст. Гомилетич. толкования). Как было сказано, расцвет экзегетич.
исследований в России начался гл. обр. после выхода первых частей
синодальной Библии. Однако п о л н ы й комментарий ко
всему ВЗ и НЗ был издан лишь единственный раз. Речь идет о 12-томной
"Толковой Библии" (СПб., 1904-13). Этот общедоступный труд был начат
по инициативе и под ред. проф. СПб.ДА Лопухина и после его смерти
продолжен его преемниками, видными богословами всех ведущих духовных
школ России (в том числе прот.Глаголевым А., проф.*Скабаллановичем
М.Н., проф.*Покровским А.И., проф.Рыбинским В.П., *Розановым Н.
и др.). Аналогичное общебиблейское толкование было предпринято в
19 в. рус. ученым и обществ. деятелем *Властовым Г.К. (1899), но
закончить его автору не удалось. Зато не было недостатка в комментариях
к отд. частям и книгам Библии, на каждую из к-рых написано по одному
или по неск. толкований. Среди них есть и популярные, и специальные.
К первым относятся новозав. толкования еп.*Виталия (Гречулевича),
еп.Михаила (Лузина), свт.*Феофана (Говорова), архиеп.*Никанора (Каменского),
прот.*Полотебнова А.Г. и других. Особым успехом пользовалось "Толкование
Евангелий" *Гладкова Б.И., выдержавшее ряд переизданий. К книгам
Ветхого Завета писали комментарии еп.*Палладий (Пьянков), еп.*Петр
(Екатериновский), еп.*Виссарион (Нечаев), еп.*Иоанн (Смирнов), еп.*Дмитрий
(Вознесенский) и другие. Более спец. экзегетич. труды принадлежат
Юнгерову, митр.Антонию (Храповицкому), архиеп.Василию (Богдашевскому),
Сагарде Н.И., бывшему проф. патрологии в СПб.ДА (1907-18), автору
экзегетич. монографии "Первое соборное послание св. ап. и евангелиста
Иоанна Богослова" (Полтава, 1903), прот.*Рождественскому А., архиеп.*Варфоломею
(Ремову), прот.*Платонову В.В., прот.*Четыркину В.В. и др.
д) Библейская история. Первым шагом Р.б. в этой области было "Начертание
библейской истории" митр.Филарета (Дроздова). Несмотря на высокую
богословскую ценность книги, она лишь наметила общие контуры темы,
поскольку наука о Древнем Востоке, столь важная для библ. историографии,
тогда еще только зарождалась. Открытия и расшифровка памятников
Египта, Месопотамии, Ханаана и др. стран пролили новый свет на события,
описанные в Библии. С учетом этих открытий был написан трехтомный
труд Лопухина, в к-ром автор дал целостную панораму библ. истории,
начиная с первобытных времен и кончая завершением апостольского
века. Отдельные периоды ветхозав. истории описаны в трудах Елеонского
Ф., *Богородского Я.А. и *Поснова М.Э. Митр.*Иосиф (Петровых) исследовал
*Второго Храма период и написал работу о соотношении Библии и трудов
*Иосифа Флавия (1903). *Междузаветному периоду были посвящены работы
казанского богослова прот.*Смирнова А.В., переводчика ветхозав.
*апокрифов. Из трудов по новозав. истории следует указать на оригинальные
и насыщенные богосл. идеями сочинения прот.*Матвеевского П.А., *Богословского
М. и еп.Кассиана (Безобразова). Кроме того, вышли сотни статей и
монографий по отдельным библейско-историч. вопросам (труды еп.*Григория
(Борисоглебского), архиеп.Евдокима (Мещерского), прот.Артоболевского
И.А., проф.Муретова М.Д. и др.). Проблемам кумрановедения посвящен
ряд работ архиеп.*Михаила (Чуба).
е) Библейское богословие. Поскольку эта дисциплина зародилась в
протестантской среде, отношение православных ученых к ней долгое
время было настороженным. Тем не менее в трудах митр.Филарета (Дроздова)
и Бухарева А. уже содержались первые элементы библ. богословия.
Одним из первых в Р.б. работу по систематизации библ. вероучения
предпринял прот.*Лебедев А. Вышла лишь часть задуманной им работы
(1886), к-рая включала и обзор истории библ. богословия. В те же
годы в "Православном Обозрении" начал печататься труд выдающегося
рус. мыслителя *Соловьева Вл. "История и будущность теократии".
Основу этой книги составляет своего рода философия библ. истории
и синтез библ. богословия. Друг и единомышленник Соловьева *Трубецкой
С.Н., профессор, а затем ректор Моск. ун-та, в своих исследованиях
дал общий очерк вероучения времен Второго Храма. Созданный им синтез
библ. богословия стоял на уровне мировой науки и предвосхитил мн.
идеи совр. библеистики. Крупный вклад в изучение отд. аспектов богословия
Свящ.Писания внесли еп.*Феофан (Быстров), митр.*Макарий (Оксиюк),
прот.Глаголев А., профессора Поснов, Муретов, *Мышцин В.Н. Одним
из выдающихся представителей православного библ. богословия был
проф.*Глубоковский Н.Н. Его перу принадлежит монументальное исследование
"Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу" и ряд
др. экзегетич. монографий. В послереволюц. время в рус. духовных
школах проблемам библейского богословия были посвящены работы митр.Питирима
(Нечаева), архиеп.Михаила (Мудьюгина), проф.Иванова М.С., Ричко
Н.Н. и др. (см.ЖМП, 1964, ? 10; 1969, ? 12; 1975, ? 8,10; 1979,
? 9; 1981, ? 7; 1982, ? 12; 1984, ? 3).
4. Библеистика в контексте русско-советской древневосточной историографии.
Первые работы по Библии в советской историч. науке в России были
написаны *Никольским Н.М. Обобщающие труды по Древнему Востоку и
истории древней письменности с разделами о Библии принадлежат *Авдиеву
В.И., *Аверинцеву С.С., *Дьяконову И.М., *Струве В.В. Проблемам
истории НЗ и новозав. книг посвящены работы *Козаржевского А.Ч.
и *Свенцицкой И.С. Сравнительно-религиозные аспекты библеистики
изучал *Франк-Каменецкий И.Г. *Амусину И.Д., *Елизаровой М.М., *Мещерскому
Н.А. и *Старковой К.Б. принадлежат исследования по *Кумранским текстам.
До 60-х гг. 20 в. в советской историографии господствовала мифологич.
теория происхождения христианства, однако в наст. время ее разделяют
лишь немногие авторы (см. библиогр. в ст. Мифологическая теория).
l Иером.А л е к с и й (Макринов), Вклад С.-Петербургской-Ленинградской
ДА в развитие библеистики (Переводы Свящ. Писания на рус. язык и
библ. текстология), БТ, сб., посвященный 175-летию ЛДА, М., 1986;
*Г л а г о л е в С.С., Задачи рус. богосл. школы, Серг.Пос.,
1905; [*Г л у б о к о в с к и й Н.Н.], К вопросу о совр. положении
рус. библ. науки, ТКДА, 1902, ? 2; е г о ж е, Рус. богосл.
наука в ее историч. развитии и новейшем состоянии, Варшава, 1928;
Г р о м о в М.Н., К о з л о в Н.С., Рус. филос. мысль
X-XVII вв., М., 1990; Е л е о н с к и й Ф.Г., Отечественные
труды по изучению Библии в XIX в., ХЧ, 1901, т.1; З н а м
е н с к и й П.В., История Каз. ДА, Каз., вып.1-3, 1891-92;
иером.И а н у а р и й (Ивлиев), Вклад С.-Петерб. ДА в рус.
библеистику, БТ, сб., посвященный 175-летию ЛДА, М., 1986; прот.М
е н ь А., К истории рус. правосл. библеистики, БТ, 1987, сб.28;
еп.М и х а и л (Лузин), Столетие из истории толкования Библии у
нас в России, в кн.: Годичный акт МДА 1 октября 1877, М., 1878;
е г о ж е, Библейская наука, Тула, 1898-1903, кн.1; М ы ш
ц ы н В., Обзор рус. (духовной) журналистики. Статьи по Свящ.
Писанию ВЗ, БВ, 1901, ? 10, 12; Н и к о л ь с к и й М.В.,
Наша библейская наука, ПО, 1875, т.II, ? 2; е г о ж е, Успехи
библ. науки в России, ПО, 1877, т.I, ? 3; Русская религиозно-филос.
мысль ХХ века, Питсбург, 1975; свящ.С а л т ы к о в А., Краткий
очерк истории МДА, в кн.: МДА 300 лет (1685-1985), БТ, Юбил. сб.,
М., 1986; *С м и р н о в С.К., История Московской Славяно-греко-латинской
Академии, М., 1855; е г о ж е, История МДА до ее преобразования,
М., 1879; *С о л ь с к и й С.М., Употребление и изучение Библии
в России, ПО, 1868, т.XXVII, ? 10-11; е г о ж е, Обозрение
трудов по изучению Библии в России с XV в. до наст. времени, ПО,
1869, т.I, ? 4, 6; свящ.С т р о г а н о в В.С., Вклад МДА
в герменевтику НЗ, ЖМП, 1985, ? 8; Т и т л и н о в Б.В., Духовная
школа в России в XIX столетии, Вильна, 1908-09; *Т и т о в
Ф., Киевская ДА в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915),
К., 1915; Т р о и ц к и й Н.И., Рус. библ. наука и ее совр.
задачи, ЧОЛДП, 1876, т.2; прот.Ф л о р о в с к и й Г., Пути
рус. богословия, Париж, 19812; *Ч и с т о в и ч И.А., История
С.-Петерб. ДА, СПб., 1857; е г о ж е, С.-Петерб. ДА за последние
30 лет (1858-1888), СПб., 1889; F o t i e v K., Les №tudes
bibliques russes au XX-e si–cle, in: Le christianisme russe, 1988;
см. также ст. Переводы Библии на русский язык.