ВИФЛЕЕМ
Вифлеем ("дом хлеба"): 1)
город колена Иуды, назв.
так за плодородие
окрестных земель (см. Руфь
2), граничивших с иуд.
пустыней. В док-тах архива
Телль-Амарны (XIV в. до
Р.Х.) этот город называется
Бет-Лахама - "дом (или
храм) богини Лахамы" - и
относится к числу городов
в земле Урусалим (=
Иерусалим). (См. цвет.
вклейку 14.) В Библии
название В. впервые
встречается в Быт 35:19
(ср. 48:7) в рассказе о
смерти Рахили. В тексте
Септуагинты (Нав 15:59) В.
упомянут как второе
название Ефрафи, в
отличие от В. (2) в земле
Завулона. Родом из В. иуд.
был левит, ставший
священником в доме Михи
(Суд 17:7). Елимелех и его
жена Ноеминь покинули В.
и отправились в землю
Моава (Руфь 1:1). В В.
родился Давид (1Цар 16), и
поэтому его называют
также "городом
Давидовым" (1Цар 20:6; Лк
2:4). В. укреплен Ровоамом
(2Пар 11:5,6). После
освобождения из плена в
город вернулись 123 его
жителя (Езд 2:21). Особое
значение В. состоит в том,
что в нем, как
пророчествовал Михей
(Мих 5:2; Мф 2:3-8),
родился Иисус Христос.
"Не сказано ли в Писании,
что Христос придет от
семени Давидова и из
Вифлеема, из того места,
откуда был Давид?" (Ин
7:42). В 330 г. по Р.Х. имп.
Константин повелел
возвести базилику на
предполагаемом месте
рождения Иисуса, в пещере
внутри известняковой
скалы. Совр. В. (араб. город
Бейт-Лахм) расположен
прим. в 10 км юж.
Иерусалима. В библ.
времена В. стоял на холме
вост. пещеры Рождества
Христова и был защищен с
сев.-вост. и юго-зап. сторон
крутыми обрывами; 2) в 11
км сев.-зап. Назарета, в
уделе колена Завулона
находился В. (Нав 19:15),
бывший, возм., местом
рождения судьи Есевона
(Суд 12:8-10). Совр.
Бейт-Лехем расположен в
11 км сев.-зап. Назарета.
|