Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

АБАКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Епископы: Цветков с 1999; Морарь, с 1995.

Абаканская и Кызылская епархия

Дата создания: 17 июля 1995 г.

Описание:

Кафедральный собор в г. Абакане — Спасо-Преображенский (г. Абакан, Соборная пл., 2; тел. (3902) 23-54-34);

Никольский собор в г. Абакане (655018, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Мостовая, 9),

Кафедральный собор в г. Кызыле — Свято-Троицкий (657008, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, 112 (тел. 39422) 3-21-43).

Абаканская и Кызылская епархия разделена на 5 благочиний: Центральное, Южное, Северное, по Республике Тыва и храмов в исправительных учреждениях.

В епархии насчитывается 36 приходов, имеется 42 храма и 4 часовни; несут послушание 58 священнослужителей, в том числе: священников — 46, диаконов — 12.

На территории Абаканской епархии монастырей не имеется, но при Богородице-Рождественском храме в г. Черногорске (655162, Респ. Хакасия, г. Черногорск, ул. Ленина, 10а; тел. (3902) 22-69-49) создается монашеская община, насчитывающая 8 сестер.

Центром религиозного образования в епархии является Негосударственное общеобразовательное учреждение Абаканской и Кызылской епархии «Православная Гимназия имени святителя Иннокентия Московского» (г. Абакан, ул. Пирятинская, 8). Начальное образование желающие получают на епархиальных курсах по подготовке псаломщиков и кандидатов для поступления в Духовные школы в г. Абакане.

При храме Преподобного Серафима Саровского в г. Абакане организован епархиальный духовно-просветительский центр, при котором работает вечерняя школа для взрослых, декоративно-художественная мастерская, художественная и хоровая студии. Имеется библиотека.

При Свято-Троицком соборе в г. Кызыле организован духовно-просветительский центр, в котором работает воскресная школа для детей (3 класса), а также ведутся занятия по изучению Закона Божия для взрослых: 1 курс — Закона Божия, 2 курс — Истории Церкви; функционирует декоративно-художественная мастерская, действует художественная и хоровая студия.

В епархии выпускаются следующие собственные и приходские издания: «Православный благовестник Абаканско-Кызылской епархии» — общеепархиальная газета (тираж 9700 экз.), епархиальная газета на хакасском языке «Православная вера» (тираж 3800 экз.), «Лествица» — общеепархиальная газета для молодежи (тираж 500 экз.), «Лампадка» — общеепархиальная детская газета (тираж 500 экз.), «Преображенский листок» (тираж 999 экз.), «Благословение» — газета Свято-Троицкого храма в г. Кызыле с детским приложением «Незабудка» (тираж 300 экз.), «Православная страница» — издание Казанского храма в г. Сорске (тираж 2600 экз.), «Саяногорский благовестник» — газета Свято-Троицкого храма в г. Саяногорске (тираж 500 экз.), «Храмовая газета» — издание храма Святителей Московских в г. Абакане (тираж 500 экз.), «Русь Святая» — газета Богородице-Рождественского храма в г. Черногорске (тираж 500 экз.), «Владимирский вестник» — газета Владимирского храма в г. Абакане (тираж 500 экз.), Вестник Иоанно-Богословского храма — газета Иоанного-Богословского храма в г. Черногорске (тираж 500 экз.).

История Православия на территории Хакасии и Тувы

Присоединение и освоение Сибири были начаты с 1581 года при Московском царе Иоанне Васильевиче Грозном, который, под влиянием просветительных идей святителя Макария, митрополита Московского, преследовал цель покорить восточные пределы не столько силой оружия, сколько благодатной силой христианского просвещения.

Православные русские миссионеры продвигались на вновь осваиваемые Российским государством территории в Сибири вместе с продвижением на них русского военного и гражданского населения. Строились остроги-крепости и в них — часовни, а затем церкви. Образовывались деревни и на несколько деревень строилась церковь.

Территория современной Хакасии осваивалась вместе с освоением Сибири Российским государством в продолжение всего XVII века вплоть до 1707 г., когда император Петр I распорядился основать первый на Хакасско-Минусинской территории казачий Абаканский караульный острог в непосредственной близости с Хакасией на противоположном берегу р. Енисей (напротив с. Абакано-Перевоз Боградского района). В это время были определены внешние границы вошедшей в состав Российского государства Хакасии. Тува была принята в состав России в 1914 г.

Распространение Православия на Хакасской земле связано, прежде всего, с миссионерской деятельностью Тобольской епархии, а также позже и других епархий, в составе которых находилась Хакасия.

Первое крещение местного населения было совершено в 1707 г. митрополитом Тобольским и Сибирским Филофеем (на кафедре пребывал в 1701-1711 гг.; 1715-1721 гг.) в верховьях реки Июс во время совершения поездки по епархии.

Первый приход, в который входили две хакасские деревни, заселенные переселенцами из Российских губерний (Абакано-Перевоз, Бородино), был открыт в 1709 г. в Абаканском караульном остроге на противоположном берегу р. Енисей. К имевшейся деревянной часовне был пристроен алтарь, и по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Феодора, в этом же году была освящена церковь в честь св. Архистратига Божия Михаила.

В 1770 г. в с. Аскиз, состоявшем тогда из нескольких юрт, тщанием и усилиями местного сагайского «князца» и местного населения был образован первый на территории Хакасии инородческий приход, а в 1771 г. освящен храм в честь св. апостолов Петра и Павла. К 1826 г. из 4835 человек, проживавших на территории Петро-Павловского прихода 3613 человек приняло таинство Крещения.

В 1859 г. был заложен, а в 1863 г. освящен Никольский храм в улусе Усть-Абаканском (ныне столица Хакасии — г. Абакан), который во время безбожных гонений оставался единственным действующим храмом в Хакасии.

В 1911 г. был освящен первый на территории современной Тувы деревянный храм в честь святителя Иннокентия Иркутского в п. Туран.

В 1914 г. с образованием поселения был построен деревянный храм на берегу Енисея в с. Белоцарском (ныне Кызыл) в честь Архангела Гавриила.

За период XIX в. на территории нынешней Абаканско-Кызылской епархии было открыто более десятка приходов, а также многочисленные молитвенные дома. Каждый приход охватывал своей деятельностью несколько селений, и, таким образом, численность верующих, относящихся к приходу, составляла от более чем одной до нескольких тысяч человек.

К концу XIX в. официально было признано, что все население Хакасии обращено в православную веру.

Крещение и христианское просвещение большей части местного населения Хакасии – это результат многолетних и самоотверженных миссионерских трудов священников на местах. До 1873 г. обращением язычников в православную веру занималась также особая миссия, состоявшая из двух священников и псаломщиков, которая была позже упразднена.

В 1880-х годах, главным образом трудами Преосвященного епископа Енисейского и Красноярского Тихона (возглавлял епархию с 1886 по 1892 г.), были установлены связи с Алтайской духовной миссией (основана в 1828 г.).

Алтайская духовная миссия посылала для хакасских приходов Минусинского и Усинско-Уренхайского краев благочестивых православных учителей из алтайцев. В свою очередь, и с различных приходов Хакасии представители коренного населения направлялись для обучения в Бийское катехизаторское училище.

С деятельностью Алтайской Духовной миссии связано создание одного из инородческих приходов — Матурского — самого дальнего стана миссии, а также создание первого и единственного на территории Хакасии Матурского женского монастыря в честь Иверской иконы Божией Матери в 1911 г. неподалеку от с. Матуры в с. Усть-Анжуль (ныне с. Анжуль Таштыпского района), насчитывавшего в то время 18 монахинь.

Большое значение для просвещения светом Христовой истины хакасов оказала издательская деятельность Алтайской миссии. Издаваемая миссией духовная литература на алтайском языке, родственном хакасскому, распространялась через Минусинское благочиние по приходам Хакасии.

Рукоположение местных священников из числа хакасов также имело весьма важное миссионерское значение для утверждения православной веры среди прихожан Хакасии. Трудами местных священников были переведены «Символ веры» и некоторые другие молитвы на сагайский диалект, первый, созданный владыкой Макарием (Невским), алтайский букварь на шорский и сагайский диалекты, появились первые печатные издания духовной литературы на хакасском языке.

Отрадное и неизгладимое впечатление оставляли среди коренного населения богослужения местных священников на родном языке.

К концу XIX в. все приходы Хакасии имели одну или несколько школ. В Туве, в Туране и Уюке, также были построены и открыты министерские одноклассные училища (в 1908 и в 1910 г. г. соответственно).

С наступлением 1917 г. Церковь вступила в тяжкую годину лютых гонений и глубоких скорбей.

В непростое время обновленческого раскола епархия оказалась без правящего архиерея, а также и без своего первосвятителя Патриарха Московского Тихона, который был арестован.

Несмотря на повсеместное увлечение обновленчеством, отдельные пастыри Хакасии и Тувы остались верными до конца Матери Церкви, возвышая свой голос в защиту истинной православной веры.

Среди них можно отметить причисленного к лику святых новомучеников и исповедников Российских святителя Амфилохия (Скворцова), который, будучи назначенным настоятелем кладбищенской церкви в Минусинске в 1924 г., открыто выступил против обновленцев, обличая их в отступлении от Православия, за что претерпел арест со стороны ОГПУ.

Рукоположенный в феврале 1925 г. в Москве во епископа Енисейского и Красноярского святитель Амфилохий по своем прибытии в Красноярск в апреле того же года снова выступил против обновленцев, за что был в июле арестован и заключен в тюрьму в Красноярске, а затем приговорен к 3 годам заключения в Соловецком концлагере. В 1023 г. была открыта отдельная от Енисейско-Красноярской Минусинская и Усинская епархия, в которую вошли приходы Хакасии и Тувы. Епископом на новую кафедру был рукоположен архимандрит Димитрий (Вологодский), служивший в Минусинском уезде до своей архиерейской хиротонии 6/19 мая 1923 г. в Москве.

19 ноября 1923 г. в Сретенской кладбищенской церкви г. Минусинска была совершена первая архиерейская Литургия, за которой первые священники епархии принесли покаяние в обновленческом расколе. Затем трудами Владыки Димитрия многие клирики и приходы новообразованной епархии обратились от обновленчества. До открытия Минусинской кафедры из 125 приходов Минусинского уезда и Усинского края 115 перешло в обновленчество. С назначением на кафедру Владыки Димитрия 95 приходов вернулось в Православие.

В период с 1920-х по начало 1930-х г. г. наблюдается повсеместное закрытие церквей на территории Хакасии и Тувы. Церкви закрывались советскими властями под различными предлогами, а зачастую и без каких-либо объяснений. Это поначалу и расторжение заключенных на пользование церковными зданиями договоров с приходами под предлогами обветшания зданий, это и прямое обвинение в контрреволюционной деятельности духовенства и членов прихода.

Массовым репрессиям и расстрелам подверглось и духовенство и верующие в Хакасии и Туве.

В 1924 г. на владыку Димитрия (Вологодского), управлявшего Минусинской епархией до этого времени, было заведено уголовное дело по 77, 90 и 219 статьям Уголовного кодекса. Ему был запрещен выезд за пределы Минусинска и запрещено совершение богослужений. Одним из первых прекратил свое существование в 1926 г. Матурский женский монастырь. Святитель Амфилохий (Скворцов), живя с 1928 г. в монашеской общине в тайге, в апреле 1931 г. по необоснованному обвинению в проведении антисоветской агитации был арестован и заключен в тюрьму при Минусинской исправительно-трудовой колонии, вместе с ним были арестованы священник и почти все насельницы монашеской общины. В ноябре 1931 г. епископ Амфилохий был приговорен к пяти годам заключения в концлагере, а монахини – к пяти годам ссылки в Восточную Сибирь. В сентябре 1937 г. по окончании срока заключения тройка НКВД приговорила святителя к расстрелу. Приговор был приведен в октябре того же года.

В 1933 г. епископ Димитрий вместе с членами епархиального совета по необоснованному обвинению органами ОГПУ был арестован и осужден на 5 лет, с заменой ввиду преклонного возраста ссылкой в Нарымский край на тот же срок. Освобожденный от наказания ввиду тяжелой болезни, в июне 1934 г. владыка вернулся в Минусинск. В июле 1935 г. он был восстановлен правящим архиереем Минусинской епархии. Но, имея законную духовную власть, он не мог открыто совершать богослужения ввиду гонений и был вынужден тайно священнодействовать в домах верующих. В 1937 г. епископ Димитрий вновь был арестован органами НКВД и 23 октября этого же года мученически скончался в заключении в Минусинске.

Массовым репрессиям, расстрелу подверглись также и многие другие священнослужители епархии.

Священникам и прихожанам Никольского храма в г. Абакане было предъявлено нелепое обвинение в участии в офицерско-белогвардейской повстанческой боевой дружине и в 1937 г. настоятель протоиерей Алексий Скорпилин , второй священник Василий Олейников и члены прихода — все в количестве шести человек были расстреляны без предъявления каких-либо доказательств. По этому делу было арестовано около 40 человек.

Настоятель Иннокентьевской церкви в Туране священник Владимир Юневич в 1937 г. постановлением тройки УНКВД Красноярского края о исключительной мере наказания был расстрелян в г. Минусинске.

Примером исповедничества является жизнь причисленного к лику святых священномученика Евфимия Горячева, который последние годы своей жизни настоятельствовал в с. Бея. Отец Евфимий Горячев ревностно выступал в защиту чистоты Православия, против обновленчества, не имея возможности служить в храме, был вынужден тайно от властей совершать Божественную Литургию в устроенных на домах прихожан храмах, за что подвергся ссылке, гонениям и в сентябре 1937 г. был расстрелян. Таким образом, на территории Хакасии к 1934 г. все храмы были закрыты и церковная жизнь, казалось, была полностью разрушена.

Лишь в конце Великой Отечественной войны, когда отношение властей к Церкви несколько изменилось, в декабре 1944 г. верующим Абакана по их ходатайству возвращается, после своего десятилетнего запустения, Никольский храм. На Рождество Христово в храме совершается первая служба.

Печальная участь постигла большинство храмов Хакасии: многие из них были снесены, разобраны, переоборудованы для использования под хозяйственные, медицинские, развлекательные и иные нужды. Такая же участь не обошла и женский монастырь. В годы правления советской власти действовали Никольский храм в г. Абакане, а также Благовещенский храм в г. Абазе. В 1951 г. был построен и открыт новый храм на новом месте в г. Кызыле.

В наступившие годы перестройки, с падением устоев социалистического строя, когда Церковь получает определенную свободу, началось образование новых приходов и в Хакасии.

В 1990 г. была возрождена Красноярско-Енисейская епархия, в состав которой входили приходы Республики Хакасия. Управлял епархией епископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов).

В 1995 г. определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода была образована Абаканско-Кызыльская епархия, Управляющим епархией был назначен епископ (с 2000 г. — архиепископ) Викентий (Морарь).

В 1999 г. Преосвященный епископ Викентий был назначен на Екатеринбургскую кафедру. Временное управление епархией было поручено архиепископу Красноярскому и Енисейскому Антонию.

29 декабря 1999 г. постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода епископом Абаканским и Кызылским назначен епископ Южно-Сахалинский и Курильский Ионафан (Цветков).

Страна: Россия

Город: Абакан

Адрес: 655010, Республика Хакасия, г. Абакан, Соборная площадь, д. 2

Телефон: Канцелярия — (3902) 23-54-34, вахта — (3902) 23-58-88

Факс: (3902) 23-45-55

Web-сайт: http://www.abakan-eparchy.newmail.ru

E-mail: bshpab@yandex.ru

Правящий архиерей: Ионафан, епископ Абаканский и Кызылский (Цветков Игорь Васильевич)

 


Из книги: Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии Русской Православной Церкви по состоянию на 1 октября 1997 г. М.: Панорама, 1997.

Справка на епархию (на 1.1.1997):

Епархия создана 17 июля 1995 года, объединяет приходы Республик Тыва и Хакассия (выделены из Красноярской и Новосибирской епархий).

Епархиальное управление: Россия, 662600, г.Абакан, ул. Мостовая, 9; тел. (39172)6-64-85, факс 6-33-89.

Приходы: 15; 6 городских, 9 сельских.

Храмы: 7, в г.Абакан — 1; 6 молитвенных домов; кафедральный Никольский собор (г.Абакан, настоятель — епископ Викснтий).

Священнослужители: 16; 15 священников, 1 диакон.

Монашествующих: 2 (на приходах).

Учебные заведения: воскресные школы — 6 (около 120 учащихся).

СМИ: телепередача "Благовест" (компания "АЗЪ", с 1997, редактор — С.Сипкин, еженедельная).

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова