Возникновение и становление Малабарской Церкви
И.В. Ситников
***
Малабарская Церковь (Сирийская Православная Церковь св. апостола
Фомы) принадлежит к семье т. н. древних восточных церквей (Oriental
churches в западной богословской терминологии).
Образование Малабарской Церкви традиционно связывается с миссией
апостола Фомы в Индии. Источниками в этой связи выступают апокрифическое
Деяние Иуды-Фомы (4-5 вв.) и местные предания малабарских христиан
(изданы в 1818 г. в Лондоне англиканским миссионером Б. Бейли).
В Деянии речь идет о путешествии Фомы из Иерусалима в княжество
индийского «махараджадхираджи» Гондофара (северо-западная
Индия). В 1849 г. была обнаружена монета с именем этого царя,
в реальности существования которого до того времени историки сомневались.
Более того, маршрут, которым следовал Фома, согласно Деянию, полностью
соответствует маршрутам путешественников и купцов той поры, так
что прибытие Фомы в Индию около 52 г. представляется вполне
возможным.
О существовании на юге Индии (современный штат Керала) христианских
общин и даже епархии (епархий?) существует немало свидетельств,
первое из которых относится к 4 веку (в заседаниях Первого Вселенского
Собора (325 г.) принимал участие некий Иоанн, епископ Персиды
и Индии). В 345 и 430 гг. в Индию эмигрируют сирийские христиане,
бежавшие от преследований династии Сасанидов. Известно, что эти
переселенцы были несторианами, и именно с этого времени в Малабарская
Церковь становится несторианской. Зависимость от Вавилона (центр
несторианского Антиохийского Патриархата) ослабела после 6-7 вв.,
когда морской путь в Индию оказался под контролем арабов.
С 12 в. Индию посещают западные купцы и миссионеры (Марко
Поло, Джорданес Каталонский, Николо де Конти). Римом предпринимались
попытки подчинить Малабарскую Церковь к Святому Престолу, но реальных
плодов они не принесли. Существенным событием, определившим дальнейшую
судьбу малабарских христиан, стало прибытие в порт Малабара экспедиции
Васко да Гама (1498, 1502 гг.). Интересен тот факт, что
португальцам был вручен жезл последнего христианского царя, правившего
в Малабаре и умершего незадолго до прибытия да Гама. Поначалу
в отношении малабарских христиан проводилась мягкая политика (христиане
предоставили португальцам 25000 солдат и оказывали им всякую
поддержку), но позднее римские прелаты стали склоняться к латинизации
«малабарских язычников, которые суть христиане лишь по имени».
В Гоа была образована католическая епархия с викариатством в Кочине.
В 1540 г. в португальские владения на Малабарском побережье
прибыл Франциск Ксавье (известный миссионер, сподвижник Игнатия
Лойолы). В 1549 г., после смерти Малабарского (несторианского)
митрополита Мар-Иакова Ксавье воспрепятствовал замещению митрополичьей
кафедры клириком Антиохийского Патриархата. Тем не менее, патриарх
Вавилонский Абдишо направил в Индию епископа Мар-Авраама, который,
достигнув соглашения с католическим наместником, занял кафедру и
правил до 1579 г. и перед назначил своим преемником архидиакона
Георгия Круце (индийца). Возникли прежние проблемы с хиротонией,
а в 1595 г. в Малабар прибыл ярый сторонник латинизации Алексио
де Менецес (Менесис).
В 1599 г. по инициативе Менецеса состоялся церковный собор
в Диампере. Собор повелел уничтожить все еретические (несторианские)
книги, унифицировал литургические традиции Малабарской Церкви с
католической обрядностью (дозволив в качестве богослужебного сирийский
язык, употреблявшийся ранее), ввел положение о целибате клириков,
установил юрисдикцию Священной Гоасской Инквизиции, а также осудил
«учение о метемпсихозе, астрологию, языческие домашние обряды
и прочие суеверия, распространенные среди малабарских христиан».
Отношение подавляющего большинства клириков и мирян к решениям собора
было до странности индифферентным. Так Малабарская Церковь фактически
вошла в юрисдикцию Рима. Епископом Малабара был назначен ректор
Кранганорской католической Семинарии иезуит Франциск Роз. Архидиакон
Георгий Круце, так и не получив хиротонии, был отлучен в 1608 г.
после неоднократных попыток католических иерархов склонить его к
отказу от притязаний на митрополичью кафедру. Противостояние продолжалось
и после смерти Георгия, который также избрал себе преемника (Фома
Кампо).
В 1641 г. Фома обратился к Вавилонскому (несторианскому),
Коптскому и Сиро-Яковитскому патриархам с просьбой о принятии его
и верной ему церковной общины в свою юрисдикцию. Важно отметить,
что Коптский и Яковитский патриархи являлись монофизитами. Беспрецедентным
фактом в церковной истории является подобного рода обращение целой
Церкви к исповеданию, диаметрально противоположному тому, что было
принято в ней на протяжении столетий. Малабарских христиан более
всего беспокоил вопрос о независимости, которая отнюдь не означала
сепаратизма в отношении прочего христианского мира.
Когда португальские власти схватили и казнили присланного из Вавилона
патриаршего представителя (епископ Агаттала), среди малабарских
христиан вспыхнуло восстание, получившее название «восстание
у Кунанского креста». Фома Кампо был рукоположен 12-ю священниками
(неканонически) и возглавил Малабарскую Церковь, вышедшую из повиновения
Ватикану.
После захвата малабарского побережья голландцами (1654-1663 гг.)
католические клирики были высланы из страны. Были устранены также
элементы католической литургической практики, отмене целибат. Однако
небольшая группа не приняла новых «реформ» и осталась
в общении с Римом (Римо-Сирийская Церковь).
В период британского господства в Индии Малабарской Церкви возникает
несколько расколов, связанных с соперничеством различных иерархов.
Возникли две большие общины, признававшие юрисдикцию соответственно
Вавилонского и Яковитского патриархов. Соперничество между ними
зачастую приобретало большую остроту. Предпринимались попытки сближения,
но только в 1958 г. произошло окончательное примирение сторон.
В настоящее время Малабарская Церковь является единым телом, если
не считать небольшие группы, отошедшие прежде этого крупного раскола.
В настоящее время Малабарская Церковь активно занимается миссионерской
деятельностью в разных штатах Индии. Существует 10 диоцезов,
Семинария в Коттаяме, ряд благотворительных церковных организаций
и студенческих обществ.
|