«Яков

Оглавление

Вера и война: как христианские лидеры отреагировали на вторжение России в Украину

Все религиозные лидеры высказались о вторжении в Украину. Большинство светских СМИ широко освещали позицию Ватикана, однако всё же более важной является позиция верующих США — нет Pax Vaticana, есть Pax Americana.

Здесь и начинаются проблемы. Американские эксперты уже поставили вопрос о том, почему Путин вторгся в Украину не при Трамп, а при Байдене. Ответа пока нет. Возможно, он рассчитывает на Трампа как будущего президента, который аннулирует все санкции против России.

В первое президентство Трамп оказался настроен резко против Украины, правительство которой отказалось помогать ему в изготовлении компромата на Байдена, сын которого работал в украинской газодобывающей «Буризме».

Между тем, одна из главных для триумфа Трампа избирательных когорт — консервативные баптисты США — очень благоволят Украине. Формально в Украине всего 2% протестантов, 2 тысячи общин, а православных и греко-католиков чуть ли не две трети. Но протестанты Украины это не фиктивная «религия ради национального самочувствия», это качественно другое, активное поведение.

Украина была родиной баптизма в Российской империи, благодаря проповеди немецких колонистов, но и в США огромное количество баптистов, корни которых уходят в ту же самую Германию. С 1993 года контакты многократно усилились. Украинская диаспора в США — это несколько миллионов человек, многочисленнее русской диаспоры, потому что в США дошёл поток беженцев из Украины в 1944 году. Доля активных баптистов среди них огромна. Все они не испытывают ни малейших иллюзий относительно России.

В результате поддержка Украины баптистами США единодушна. Очень многие американские баптисты ездили в Украину, тогда как в России они уже четверть века рискуют попасть в тюрьму как «иностранные миссионеры». Ватикана у протестантов нет, но достаточно открыть любое СМИ. Вот навскидку «Баптист Алабамы», на первой же полосе крупно: «Лидеры алабамских баптистов призывают молиться: продолжается вторжение русских в Украину». Рик Дэнс, исполнительный директор Миссионерского союза баптистских миссий Алабамы: «Многие алабамские баптисты неоднократно посещали Украину, я в том числе. Я полюбил народ это страны. Украину так дороги сердцу алабамских баптистов, что мы обращаемся ко всем баптистам штата с общим призывом: давайте молиться за украинцев, оказавшихся в таком положении».

Столь же однозначна поддержка Украины американскими римо-католиками (украинцы и среди них составляют ощутимую часть), и, разумеется, американскими греко-католиками. Надо помнить, что греко-католики в Украине были разгромлены Кремлём после Второй мировой, уцелели только те, кто нашёл убежище в Канаде и США. В 1990-е их потомки вернулись в Украину и возродили Греко-Католическую Церковь. Почти полувековое пребывание в невольном плену у российского православия, когда все — все — греко-католическое церкви были отданы Московской Патриархии — оказалось чистой формальностью. Люди молниеносно вернулись в церковь отцов и дедов. Московская Патриархия с тех пор не уставала обличать украинских греко-католиков в «агрессии».

Сложнее с реакцией американских православных. Митрополит Тихон, глава Православной Церкви Америки, созданной в 1970 году РПЦ МП, выступил с призывом Путину «положить конец военным операциям». Есть, однако, два важных момента: украинцы названы братьями и сёстрами (без добавления, привычного в церковном жаргоне «во Христе»). Это не очень деликатно, потому что агрессия России оправдывается именно тем, что украинцы и русские — «братья», а братьям негоже разделяться на государства. В Украине разговоры о «братстве» с 2014 году вызывают жесточайшую идиосинкразию и отпор. К тому же митр. Тихон выразил «поддержку» лично митр. Онуфрию, главе украинского отделения Московской Патриархии, но не митр. Епифанию, главе Православной Церкви Украины Константинопольского патриархата. То есть, сочувствия заслужили только украинцы «правильного» подчинения, московского.

Сам Митр. Онуфрий выпустил послание неожиданно про-украинское, однако со своими особенностями:

«Отстаивая суверенитет и целостность Украины, мы обращаемся к Президенту России и просим немедленно прекратить братоубийственную войну. Украинский и русский народы вышли из Днепровской купели крещения, и война между этими народами – это повторение греха Каина, который из зависти убил своего родного брата. Такая война не имеет оправдания ни у Бога, ни у людей».

Опять повторение ключевого кремлёвского мифа о том, что народы едины, братские, вышли из одного Днепра. Между тем, говорить о русских в X веке, да и позже, решительно нельзя. Можно ли говорить о «древних украинцах»? Конечно, не китайцы ведь жили в Киеве! «Древние украинцы» куда более были украинцы, чем древние кельты — французами или ирландцами.

* * *

А что же сам патриарх Кирилл? В среду он заявил у Вечного Огня:


«Мы живем в мирное время, но знаем, что и в мирное время возникают угрозы. К сожалению, и в настоящий момент существуют угрозы, — каждый знаком с тем, что происходит на рубежах нашего Отечества».

Понятно, что имелись в виду рубежи, где было сосредоточено 200 000 российских солдат, которым Патриарх строго напомнил: «Каждый военнослужащий, принявший присягу, должен быть готов, если потребуется Родине, идти и защищать свой народ». То есть, братский русско-украинский народ от Зеленского и прочих угнетателей, обозначенных президентом.

В четверг он выпустил обращение, в котором выступает как глава всех православных — и Украины, и России, в котором нет ни слова осуждения агрессора и только просьба:

«Призываю все стороны конфликта сделать всё возможное, чтобы избежать жертв среди мирных жителей».

Это о ком? Об агрессоре, о Путине или об украинском правительстве? О кремлёвской армии или об украинской? «Всё возможное» — это включает прекращение агрессии и вывод войск? Нет. Просто «минимизировать» жертвы. Чтобы, как при завоевании Крыма в 2014 году можно было хвастаться, что армия Кремля была встречена единодушным одобрением и без сопротивления. Слова «война», разумеется, тоже нет.

Священник украинской части МП Василий Фёдоров заявил, что после выступления пата. Кирилла 23 февраля у Кремлёвской стены «мы прекращаем поминать — он больше не наш патриарх. Нас идут “спасать”, убивая наших детей. С сегодняшнего дня мы воспринимаем российскую армию как фашистов. Путин для нас — Гитлер».

Это не так радикально, как кажется. «Прекратить поминовение» это сугубо отрицательный жест. Ни митр. Онуфрий, ни этот священник даже не задумываются над переход в Константинопольский патриархат, о соединении с автокефальной Православной Церковью Украины, возглавляемой митр. Епифанием. Никакие бомбёжки не пробудили в них чувства единства с собратьями по вере и несчастью. Высокомерие никуда не делось.

Заявление главы ПЦУ митр. Епифания было, конечно, многократно смелее. Заявление же митр. Епифания, скорее всего, было согласовано с патриархом Кириллом — то есть, с его кремлёвскими хозяевами, ни слова претензий в его адрес не прозвучало.

Вообще, у заявлений разных украинских конфессий есть одно слабое место: они раздроблены. Даже перед лицом порабощения верующие Украины не смогли (или даже не пытались) выступить вместе.

Есть и ещё более печальное обстоятельство: не было ни одного совместного заявления верующих Украины и России. Баптисты России не объединились с баптистами России, выпустили отдельное заявление, очень беззубое: «В связи с обострением ситуации на территории Украины, призываем все церкви Российского союза Евангельских христиан-баптистов к усиленной молитве о скорейшем восстановлении мирной жизни».

Это саркастически прокомментировал в своём ФБ Юрий Сипко, один из неформальных лидеров российского баптизма:

«Оказывается нам верующим нельзя говорить о том, что Россия напала на Украину. Бомбят города. Бои идут в Киеве и во всех крупных городах Украины. Смерть прилетела на истребителях, штурмовиках. Смерть несут ракеты, вертолёты, танки. Несут эту смерть наши ребята. Но говорить об этом нельзя. Нужно молиться.
Если говорить нельзя, о чём молиться? Ведь и в молитве нельзя говорить о войне России против Украины. Или Богу можно рассказать? Что же делать? Может молиться чтобы нам христианам честными стать? Ведь если нельзя говорить о войне, значит войны нет. А если войны нет, то всё спокойно! Прославим Господа».

Патриарх Кирилл выступает сравнительно осторожно, чтобы в случае неожиданностей — допустим, в Кремле заговор, Путин свергнут, воцаряется какой-нибудь сравнительно неагрессивный Кириенко или даже из Америки выписывают Андрея Илларионова. Патриарх тогда сможет все свои выступления перетолковать: это же в поддержку Украины! Точно так же двусмысленно он сочинял, будучи тогда вторым лицом в РПЦ МП, заявление 20 августа 1991 года — призыв не проливать крови, безо всякой конкретики.

Значительно резче выступает митр. Иларион Алфеев, который при патриархе Кирилле Гундяеве занимает ровно то же место, что Гундяев занимал при патриархе Алексии Ридигер. С самого начала появления Путина во главе Лубянки именно Алфеев стал активно реализовывать уже имевшуюся у Путина программу «русского мира», занимаясь по всему земному шару церковным рейдерством. Начал он особенно цинично, перехватив у митр. Антония Блума, который видел в нём симпатичного образованного западника, приходы в Англии. Теперь созданная им сеть насчитывает более тысячи приходов по всему миру. На сайте своего отдела он поносит Украину:

«В греческом мире до сих пор есть какие-то наивные и некомпетентные люди, которые считают, что Москва насильно удерживает Украинскую Православную Церковь в своей юрисдикции. Послушайте, как мы можем насильно удержать ее, какие у нас для этого средства? Никаких средств нет. Мы даже не можем приехать в Украину. Я, например, уже почти десять лет невъездной туда – так решил бывший президент этой страны господин Порошенко. Однажды я прибыл в аэропорт, меня там остановили, посадили в накопитель и потом отправили назад без всяких объяснений. Как в такой ситуации мы можем на что-нибудь повлиять? Если бы каноническая Украинская Церковь захотела автокефалии и попросила у Русской Православной Церкви, был бы какой-то процесс, который, наверное, привел бы к автокефалии – не знаю, сейчас трудно гадать. Но Украинская Православная Церковь не хочет этого. Украинский народ хочет оставаться с русским народом. И это не политический вопрос, а церковный. Его ни в коем случае нельзя смешивать с политикой, потому что политические отношения между Россией и Украиной могут быть какими угодно, но воля церковного народа заключается в том, чтобы сохранять единство».

«Воля народа» — классическое оправдание диктатуры. Не мы так решили, народ так решил. Ну, конечно, не всякий народ — народ, а «канонический». А кто канонический? Тот, кого мы назначаем, мы, Москва, а не какой-нибудь Константинопольский патриархат. Сколько танков у Константинопольского патриархата? Сколько атомных бомб он освятил? А мы!… Язык митр. Илариона в интервью французской газете это уже не язык западника, а язык сталинской прессы:

«Это просто безумные идеи, которые пришли в голову Константинопольского Патриарха … человек просто занимается разбоем».

Украина служит даже оправданием рейдерству РПЦ МП в Африке (где Путин разворачивает военные силы в Мали и ЦАР):

«Возьмем ситуацию в Африке. Что, нам в Русской Церкви больше нечем заняться, кроме как Африкой? У нас мало территории? У нас Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Эстония, Япония, Китай, Монголия... Мало нам этого, нам еще Африка нужна? Нет. Но к нам обратились священники из Африки, которые сказали: мы не хотим идти за нашим Патриархом в признании раскола, мы против того, чтобы признавать украинский раскол – дайте нам каноническое убежище».

Перед вторжением в Украину в 2014 году именно под прикрытием РПЦ МП совершалась подготовка 2пятой колонны» (ответственный К.Малафеев). Военные Кремля в Центрально-африканской республике — и там сразу посланник в рясе от патр. Кирилла и митр. Илариона. Все агрессивные действия идут под лозунгом единства:

«Мы скорбим о тех Православных Церквах, которые стали частью авантюры по признанию украинского раскола, но благодарим Бога за то, что раскол никак не коснулся нашей Церкви. Наша Церковь как была единой, так и остается единой. Она как была консолидированной, так и остается консолидированной и в России, и в Украине, и во Франции, и везде, кто где она присутствует; а теперь еще и в Африке».

Примечательно неслыханное в православной традиции слово из банковского лексикона: «консолидированная Церковь». Это Церковь не России, а «русского мира», от Парижа до пингвинов.

Именно благодаря митр. Илариону про-путинскую позицию высказала подчинённая ему Русская Зарубежная Церковь в Европе — это те самые потомки белоэмигрантов, которых Путин прикупил себе в 2007 году, как сейчас он покупает африканских православных священников, для которых и 200 долларов такие же огромные деньги, как для московских православных в 1990-е годы. Конечно, потомки графов обошлись немного дороже, ведь и ценники в парижских магазинах выше, чем в Уганде. «Зарубежники» даже пнули «Запад», в котором живут и который их наказывать за питание не станет — свобода: «Согласиться с крайне односторонней картиной событий, как ее рисуют западные источники информации, невозможно». И дальше опять про братство, даже шире — про «русский мир», который по всей планете:

«Вооруженные конфликты неизменно приводят к тяжким страданиям невинных людей – прежде всего детей и престарелых – и предшествуют тому разделение, односторонность и вражда. Наша Церковь в своей молитве и служении издавна объединяет русских, украинцев, белорусов и представителей многих иных народов, среди которых она несет свое служение по всему миру, независимо от государственных границ и политических систем».

* * *

Конечно, на свои средства Московская Патриархия никогда не создала ничего даже в Монако. Вербовка и строительство ведутся при активном финансировании прямо и косвенно, центрами кристаллизации ваступают посольства России. Внешнеполитическое направление для Путина приоритетное, Церковь тут оказалось очень кстати, тем более, что и до Путина, начиная с 1963 года Московскую Патриархию активно использовали как передового застрельщица Кремля за рубежом. Довольно успешно. Американских протестантов не обаяли, но Папу Римского — вполне. До 1991 года Ватикан бранил большевиков, но с распростёртыми объятиями принимал церковных лидеров РПЦ МП как представителей «гонимой Церкви» — хотя они представляли исключительно разведку , контр-разведку да идеологический отдел ЦК КПСС. После 1991 года объятия стали ещё шире.

Блестящим дипломатическим достижением стала встреча Папы Римского Франциска и патриарха Кирилла на Кубе в 2016 году. Украинцы, даже примо-католики, назвали эту встречу просто: «зрада». Предательство. Митр. Иларион продолжил обхаживать папу Франциска.

В результате реакция Папы на вторжение в Украину оказалась очень двусмысленной. Католические епископы России издали заявление вполне угодное Кремлю:

«Мы, как и вы все, глубоко потрясены тем, что, несмотря на огромные усилия по примирению, политический конфликт между Россией и Украиной перешёл в вооруженное противостояние. Это противостояние несет смерть и разрушение и угрожает безопасности всего мира. Народы наших стран объединяет не только общая история, но и общее огромное страдание, которое пало на нас в прошлом из-за безумия войны».

Путин и Россия не названы агрессором. Нет слов о солидарности с украинцами. Война не названа войной — «противостояние». Можно подумать, Украина в Россию вторглась. Но главное — «народы наших стран объединяет общая история» это как копыто из-под рясы, печать Кремля.

Папа до такого не опустился, но его призывы к миру были невероятно расплывчатыми. Молиться о мире, но кого и с кем? В результате утром 24 февраля отец Даниил Галадза, профессор Папского Восточного института в Риме не выдержал и, нарушая все неписаные традиции, заявил в интервью американского католическому журналу, что он был хотел, «чтобы Святой Престол не был столь осторожнее и расплывчат в своих высказываниях о попытках России вторгнуться в страну … Люди вообще боятся говорить, что Россия агрессор, либо потому что это мешает политическим расчётам, либо потому что у России невероятные финансовые возможности». Это почти обвинение Папы в продажности.

Последовало заявление пресс-секретаря Папы кардинала Паролина, опять обтекаемое: Папа «призвал все вовлечённые стороны ‘воздержаться от любого действия, которое может привести к ещё большему страданию народов’, ‘дестабилизировать мирное сосуществование' и 'дискредитировать международное право». От чего должны были воздержаться украинцы?

Дальше произошёл один из тех сюрпризов, которыми прославился этот Папа. Он, превозмогая боль в колене, которая вынудила отменить несколько важнейших богослужений (2 марта начнётся католический Великий Пост) приехал в российское посольство. Неслыханное нарушение протокола, как если бы Путин зашёл один в «Презервативную» на Арбате. Пробыл он там полчаса.

Пресса поспешила это истолковать благоприятно для Украины: мол, Папа за неё заступался. Тем более, что посольство Украины при Ватикане сообщило, что Папа звонил Зеленскому и «выразил скорбь».

Только вот на сайте митр. Илариона всё это было описано иначе:» Беседа между российским дипломатом и Главой Римско-Католической Церкви продлилась около получаса. Говоря о ее содержании, А.А. Авдеев сообщил: «Папа Франциск хотел лично расспросить о ситуации в Донбассе и на Украине».

Можно подумать, Папа хотел узнать, насколько успешно продвигается российская армия. Обратим внимание на противопоставление Донбасса Украине и «на» вместо «в».

Кремлёвский Интерфакс дал сообщение о встрече со ссылкой не на посла, что было бы нормально, а почему-то на сообщение в твиттере аргентинского агентства Telam: «Понтифик посетил в пятницу российское посольство в Ватикане и провел встречу с послом Александром Авдеевым в попытке выступить посредником в конфликте».

И тут же процитировал одну из туманных речей Папы, который «призывал лидеров «к политической ответственности» при принятии решений, касающихся ситуации вокруг Украины. Он также напомнил об «испытании совести перед Богом, который является Богом мира, а не войны». То есть, Папа взывал к совести украинцев? Или всё-таки Путина?

28 февраля Папа выступил с как бы смелыми словами о том, что "кто ведет войну служит дьяволу" - только вот не уточнил, кто ведет войну. Путин и Россия никак не выделены.

В тот же день кардинал Паролин заявил, что Папа может взять на себя труд быть посредником в мирных переговорах. А 1 марта Пэт Маррин, многолетний колумнист в National Catholic Reporter, пояснил, что «Папа и Кирилл могут инициировать разговор, основанный на их общих духовных ценностях». Вот и принесло плоды многолетнее окучивание Папы. К переговорам его всё равно не допустили, а вместо ясного, как у других религиозных лидеров, осуждения России и Путина, прозвучало невразумительное осуждение войны вообще.

На какого червячка Путин поймал Папу Римского? Посредник должен быть приемлем для всех сторон? Старый софизм, оправдывающий политику Рима еще с XVIII века, когда Рим предал Польшу. Мол, для заботы о заключённом надо договариваться с тюремщиком. Это логика номенклатуры, которой удобно всех сделать заключёнными, мир сделать набором тюрем и хозяева тюрем будут переговариваться друг с другом.

На этом фоне особенно весомо прозвучало заявление экс-президента Джимми Картера, лауреат Нобелевской премии не по дефициту кандидатов, человеку, который на три года старше отставного папы Венедикта Ратцингера, но продолжает и в воскресной школе преподавать, классического «южного баптиста» и при этом прямой противоположности Трампа (заявившего, что Путин несёт Украине независимость, и это гениально) и тех верующих американцев, которые поддерживают политику Трампа:

«Ничем не оправданное нападение на Украину с использованием военного и компьютерного оружия нарушает международное право и фундаментальные права украинцев. Я осуждаю эту несправедливую атаку на суверенитет Украины, угрожающую безопасности Европы и всего мира и я призываю президента Путина оставить все военные действия и восстановить мир».

Источники цитат:

Лэнс - https://thealabamabaptist.org/alabama-baptist-leaders-call-for-prayer-as-russian-attack-on-ukraine-continues/

Отличное фото: в Киеве против посольства РФ кресты обличительные - https://www.ncronline.org/news/vatican/ukrainian-catholics-rome-want-stronger-criticism-russia-vatican

ЕХБ России https://baptist.org.ru/news/main/view/article/1640363

Cипко: https://www.facebook.com/ysipko

Кирилл 23 февраля у вечного огня: http://www.patriarchia.ru/db/text/5903402.html

Обращение российского ЕХБ https://baptist.org.ru/news/main/view/article/1640363

Иларион: https://mospat.ru/ru/news/89027/

Кардинал Паролин, заявление утром 24-го - https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2022-02/zayavlenie-gossekretariata-vatikana-posle-napadeniya-rossii-na-u.html

Сообщение Илариона о визите Папы: https://mospat.ru/ru/news/89023/

Daniel Galadza, a deacon of the Kyiv Archeparchy of the Ukrainian Catholic Church, would like the Holy See not to be shy to speak about the specifics of Russia's attempts to invade the country. "People are afraid to say that Russia is an aggressor because it's either politically inconvenient or because Russia has extreme financial resources," he said.

Интерфакс: https://www.interfax.ru/world/824544

Американская церковь: «https://www.oca.org/holy-synod/statements/his-beatitude-metropolitan-tikhon/statement-on-war-in-ukraine»

Картер - https://edition.cnn.com/2022/02/24/politics/jimmy-carter-former-presidents-ukraine-russia/index.html

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем