«Яков

Оглавление

Нектарий Морозов: молчи, за тайного христианина сойдёшь

На сайте «Правмира» игумен Нектарий Морозов виртуозно размышляет о том, как быть «в совершенно новом мире». Это проблема конформизма — сказать, что Россия начала войну в Украине, Морозов и Правмир боятся. Приходится изворачиваться. На самом деле, никакого «нового мира» нет. Абсолютно прежний тоталитарный режим. Война? Так от неё страдают украинцы, а не благополучный казённый священник в Саратове. Уж на него-то гречку найдут.

Кстати, всё равно самая страшная война сейчас в Эфиопии, уже полтора года как. Погибло минимум полмиллиона человек. Президент Эфиопии призывает Россию к миру, а сам гнобит непокорную провинцию Тигрей — мало не покажется.

Морозов — сын некоего поэта и переводчика Сергея Морозова (1946-1985), который был «близок» к смогистам, но вроде бы не печатался, покончил с собой. Сын формулирует задачу так: «Бывают ситуации, когда говорить все, что ты думаешь, бесполезно. Но никогда нельзя говорить то, чего не думаешь».

Морозов-отец, кстати, участвовал в правозащитном митинге 1965 года и вообще как раз говорил, писал.

Морозов один из главных авторов сайта Даниловой. Родился в 1972 году. В 2000 году рукоположен в иеромонаха Ридигером,  Служит в Саратове.

Вишенка на торте: он — председатель Совета православного военно-патриотического клуба «Патриот». Так что, может, он всё-таки страдает от невозможности призвать к атомной бомбардировке США?

Морозов оправдывает молчание так: «В том информационном шуме, в котором мы живем, и ваш голос, и мой, и многих других людей — он затеряется».

О, а что, до 24 февраля шума не было? И что значит «затеряется»? И зачем тогда это выступление — оно же тоже «затеряется»?

Можно подумать, Морозов до войны прямо-таки боролся за свободу совести, критиковал тоталитарный режим, призывал  признать автокефалию Украинской Церкви и т.п. Да нет, был обычный конформист — стал конформист заикающийся.

Совершенно замечательно притянуто для оправдания конформизма Евангелие. Разумеется, помянут Никодим, «тайный ученик». То есть, Морозов готов отпеть убитых украинцев, если ему разрешат.

Но самое красивое: «когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф 10:23). Ну да, если в Москве нельзя снять доллары, отправляйтесь в Ригу, как Чулпан Хаматова, где и доллары есть, и дом заранее куплен в 200 квадратных метров...

«Очень важно самому не сложить тот костер, на котором ты сгоришь».

Ого! Прямо вижу, как Морозов приходит ночью к Спасителю и ласково внушает Ему: ««Очень важно самому не срубить тот крест, на котором Тебя распнут».

Своё молчание Морозов оправдывает, конечно, как «молчание Спасителя» перед Пилатом. Не кричать «распни» «это уже очень и очень много».

«Выбирая, участвовать в криках или молчать со скорбью»... А что, третьего ну точно не дано? Да и выбрал Морозов не молчать со скорбью, а дать огромное интервью.

В целом, складывается ощущение, что Морозов не одобряет вторжения, хотя поручиться нельзя — текст такой... Намыленный. Важно другое: он призывает относиться к людям с другой точкой зрения — одобряющим войну, видимо — как к детям. Неплохой ход! Но это мне кажется прежде всего отказом от любви к врагу. Врага нельзя любить как ребёнка. Ребёнка нельзя любить как взрослого, любовь к ребёнку не вполне человеческая. Рано или поздно ребёнок становится взрослым, и тогда надо учиться любить его заново, по-взрослому. Да и странно было бы с моей стороны любить моего брата, старше меня на 12 лет, горячо поддерживающего превентивку, как ребёнка...

Вспомнился доктор Живаго, который говорил приятелям, пытавшимся объяснить ему, что советская власть это не так уж и плохо, что они похожи на лошадь, которая сама себя дрессирует.

Вот тут то же самое. На лошадь, жующую овёс, конформист похож, не на Христа.

Я не призываю в пикеты, не зову писать и говорит правду.  Абсолютно. Я прошу только не оправдывать молчания. Молчишь, так молчи. Умерла так умерла.

См.: Конформизм - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем