Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

История Церкви в людях. Вера и наука: история Кэтрин и Стивена Бланделов

Астроном Карл Саган (1934-1996) в 1985 году опубликовал роман «Контакт».

Саган прославился прежде всего поисками сигналов внеземных цивилизаций, роман рассказывает о том, как такая цивилизация добирается до Земли и устраивает астрономам путешествие к себе. Центральная фигура романа, однако, женщина-астроном. Автор увязывал веру в существование инопланетян с эмансипацией женщин (героиня ещё и принципиально бездетна, и противница моногамии и вообще вечной любви) и с атеизмом (фамилия героини Аруэй в честь Вольтера, настоящей фамилией была Аруэ).

Замечательный кинорежиссёр Роберт Земекис снял по роману фильм в 1997 году: потратил 90 миллионов, заработал 170 миллионов. Он обратился к астроному Джилл Тартер (р. 1944), которая 35 лет посвятила поиску внеземных цивилизаций (проект SETI), она консультировала актрису, игравшую главную роль. 20 октября 2006 года Тартер сказала в одной дискуссии: «Когда мы узнаем, одиноки ли мы во вселенной (если узнаем), человечество изменит свой взгляд на то, что такое человечность» («Humans will have a different view about being human if and when we know the answer to the 'Are we alone?' question»).

В самом романе героиня узнаёт, что инопланетяне есть, хотя она не может это доказать даже после встречи с ними – не остаётся никаких записей. Более того, она узнаёт, что существовала некая исчезнувшая цивилизация, которая не просто создала вселенную, но и указала это, вмонтировав в иррациональные числа некую стройную, очевидно искусственную формулу. То есть, само устройство космоса указует на его искусственное происхождение. Не Бог, а цивилизация – источник творения.

Верующие в романе это агрессивные невежды, отрицающие эволюцию, инопланетян, науку баптистские теле-проповедники, нео-инквизиторы.

А вот реальная женщина-астроном: Кэтрин Бландел. Верующая, христианка. Впрочем, и её муж Стивен – христианин и астроном. Стефен родился в 1967 году, Бландел родилась в 1970-м. Стивен физик, но и Кэтрин не просто астроном, а астрофизик, они вместе написали учебник по теплофизике. Оба учились в Кембридже, но работают в Оксфорде. Кэтрин больше выступает с лекциями, во всяком случае, их много на ютьюбе. Брак не простой, потому что даже одному физику нелегко получить постоянную работу в Оксфорде, а чтобы двое – это невероятная маленькая вероятность, а всё же получилось, оба в Оксфорде. Правда, отмечал Стивен, если бы он остался холостяком, то мог бы добиться в науке большего. Другое дело, что детей у них, кажется, нет, но не из принципиальных соображений, как у вымышленной героини Сагана, а потому что с карьерой в жёстких условиях Англии беременность не очень совместима.

Самое сложное в карьере учёного – чувство неопределённости, неуверенности из-за большой конкуренции, но Бландел философски (богословски?) отметил, что жизнь вообще чрезвычайно неопределённый процесс, малопредсказуемый, так что ориентация на уверенность в принципе самообманчива. В конце концов, хорошее высшее образование даёт массу возможностей, свет клином не сошёлся на академических исследованиях.

«Христианская вера помогла вам, когда будущее выглядело очень неопределённым?» — «Думаю, да, вера помогает всегда, потому что жизнь непредсказуема, и в каждое мгновение жизни человек чувствует множество угроз».

«Угроза» — «challenge», на русский обычно переводят как «вызов», «испытание», но Бландел говорил, к примеру, о вероятности не получить грант – и это именно угроза; вызов бросает тот, кто просит грант. Он сравнил академическую среду с актёрской: важна всегда последняя роль, последняя статья, по ним решают, получишь ли ты следующую роль, следующий грант.

Бландел, когда перешёл в распределяющие гранты, обнаружил, что судить других не легче. Легко возомнить о себе невесть что, но надо помнить, говорил он, что люди важнее организаций и своих успехов. «Восходящая научная звезда, падающая звезда, официант, лаборант, гардеробщик, — важен каждый, everybody matters». «Если разгорается конфликт, надо быть миротворцем, а для этого нужно видеть перспективу: самое важное всегда в будущем.

Кэтрин Бландел блестящий лектор (только у неё особенность, характерная для жителей Манчестера: произносит обычно непроизносимое «г» на концах причастий). Изучала она и чёрные дыры, и жизненные циклы галактик, и микроквазары SS433. Здесь она больше всего совпадает с романом Сагана, который описывает использование телескопов по всему земному шару для поисков инопланетных сигналов. Впрочем, в отличие от героини романа, Кэтрин не использовала, а создала такое кольцо телескопов. Совершенно уникальный и необычный проект: пять телескопов с полуметровыми зеркалами, установленные на крышах школ. Наблюдения ведут старшеклассники – и старшеклассницы. В Индии, в Южной Африке, в Чили, две в Fdcnhfkbb. Такая сеть наблюдений необходима для круглосуточного мониторинга излучений чёрных дыр.

Героиня Сагана на небе искала отца взамен рано погибшего отца, и творцов взамен якобы несуществующего, потому что недоказуемого Бога (инопланетяне позволяют «вложить персты» в себя, но не снабжают, шельмы эдакие, доказательствами на дорожку, так что вера в них остаётся такой же недоказуемой, как вера в Бога). Кэтрин Бландел выбрала астрофизику только в 21 год, а до этого увлекалась и музыкой, и физикой плазмы, и теорией относительности. Её вдоховляло желание «больше понимать, решать проблемы, больше знать». «Когда я была ребёнком, на меня очень большое впечатление произвела притча о талантах, и я подумала, что надо делать то, что мы можем, тем, чем мы располагаем». В семье было присловье: «Делай что угодно, только не делай ничего» («whatever you do, don’t do nothing»).

Бландел не притворяется, что вера побудила её стать астрофизиком – нет, прежде всего, стремление к “fun”, «удовольствию». Другое дело, что именно ей в удовольствие – например, она радуется, что вовлекает в астрономические наблюдения не вообще школьников, а именно девочек: в Индии и в ЮАР, чтобы они были не наблюдателями, а получали удовольствие от научного поиска, обретали уверенность в себе, получая одновременно удовольствие: «Если вы получаете удовольствие и счастливы, значит, вы попали в точку, где можете учиться». Помимо прочего, физикой занимался её будущий муж, и она не хотела с ним синхронизироваться и в науке.

Молодым женщинам-учёным Блаyдел советует: «Не бойтесь быть лучшими. Следите, чтобы ваша мысль была свободной. Просчитывайте, будьте уверены в себе, спрашивайте о том, чего не знаете, не переставайте учиться. Главное, делайте каждое мгновение значительным, буквально: используйте любую возможность. Если попадёте в лабораторию, где всё начищено до блеска, нажимайте кнопки и соображайте, зачем они!»

Атеистический лозунг «Мы полнеба обошли, нигде Бога не нашли» породил ответ: «Бог был в другой половине». Англичане называют это «Бог в гэпах», «God in the gap”, Бог в щелях, куда наука ещё не проникла. Например, в чёрных дырах. Бландел, которая как раз чёрными дырами занимается, считает иначе: Бог не там, куда наше знание ещё не проникло: «Для меня всякая истина это Божья истина. Неестественно разделять: вот это науке, а это Богу. … Если вы хотите знать всё о поездках, вы изучаете термодинамику, паровозостроение, но познание в этих сферах одно, а знать железнодорожное расписание само собой. Это совершенно разные виды знания».

Глядя на звёзды, Бландел восхищается как Кант, но цитирует не Канта, а псалом 8: «Что такое челоек, что Ты помнишь его?» Невероятных размеров вселенная и наша планета с мячик для гольфа. «Меня охватывает глуповатое чувство своей крохотности и ничтожности в сравнении со вселенной, о котором и этот псалом». Ханжей смущает, как человек может быть создан из обезьян, Бландел читает очень романтичным, что человек создан из элементов, которые появились в результате взрывов новых и сверхновых, буквально из звёздной пыли. Может быть, вполне своеобразие её сочетания науки и веры проявляется, когда она говорит: «Все восхищаются красотой неба, и небо красиво, но небо считают застывшим, а оно крайне динамично». «На небеси» тогда это не дедуля на облаке, а откровение в грозе и буре.

Бландел случалось получать грандиозные призы, на которые она устраивала семинары, причём требовала от участников (в основном она приглашала женщин-учёных), чтобы те выступили с лекциями в паре школ – она исповедует принцип «просачивания», «trickle down». Обычно этим принципом оправдывают отмену налогов на богачей – мол, деньги сверху всё равно просочатся вниз. Нет, не просачиваются, застывают. Так и знания с наукой (и вера) сами по себе не просачиваются никуда – должен быть человек с открытой душой и ртом, который не только жуёт.

На фотографии Бланделы в Индии. Мне так и не удалось выяснить, где именно эта школа — только что на 12 градусе северной долготы. Примечательно, что девочки держат надпись «Приветствуем Стива», хотя проект возглавляет именно Кэтрин, Стив просто поехал за компанию. Патриархат в действии.

См.: Астрономия - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание:
если кликнуть на картинку в самом верху страницы
со словами «Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном
оглавлении, которое служит
одновременно именным
и хронологическим
указателем.