Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Сила против насилия. 1968 год: оправдание войны архиепископом Николаем Юриком

На III ассамблее Христианской мирной конференции в Праге в 1968 году впервые появился Гундяев . Выступал он там или нет, неизвестно. Скорее всего, нет, молодой был, принюхивался. Но на этой конференции выступал с докладом архиепископ Львовский Николай Юрич, и этот доклад опубликован в «Журнале Московской патриархии» за 1969 год (№10).

Юрик — сын греко-католического священника, родился в 1910, в 1937 стал священником, перешёл но сторону новой власти и участвовал в соборе 1946 года, за что получил приход во Львове и должность начальника канцелярии епархиального управления. Но всё-таки в 1950 году был посажен, после смерти Сталина освобожден. Видимо, талантливый человек, потому что со сроком за плечами был назначен секретарем львовского архиепископа в 1957 году, а после смерти патрона в 1965 году занял его место, которое занимал до 1983 года.

Нет никаких гарантий, что Юрик сам написал доклад, а сомнения есть: очень уж неплохо написано. Чего стоит фраза: «Как нельзя грязь смыть грязью, так нельзя зло уничтожить злом» (39). Но, скорее всего, это коллективный труд референтов.

Правда, как всегда, за афоризмом про грязь следует апология насилия со вполне традиционным набором аргументов «от Писания». Первый — «война это такое изгнание торгующих»:


»Храмом является весь мир Божий. Неудивительно, если Господь Бог решил, наконец, изгнать также из этого беспредельного и прекраснейшего храма Божия всех торгашей, всех бизнесменов, торгующих кровью людской».

Это об американской военщине, разумеется. Осуждается и капиталистическая филантропия: жалкие подачки:

«Сердце миллионеров, утучненное золотом, глухо … Их мысли и вожделения скорее привлекут их в Монте-Карло … или в те места, где легко стать «королем нефти», «королем каучука» или каким-нибудь другим «королем» вроде «королей» военных заводов, изготовляющих супер-атомные бомбы, чем в бедные кварталы ужасающей нищеты Рима, Парижа, Нью-Йорка или Рио-де-Жанейро» (41).

Мы же не хотим, чтобы у нас было как в Париже?!

И дальше про Октябрьскую революцию, которая начала эпоху…

После чего идёт второй классический аргумент в защиту войны. «Война — это хирургическая операция»:

«Опасная, смертоносная болезнь требует серьёзных и неотложных мер. Равным образом, когда человеческое общество подвергается опасному социальному заболеванию, необходимо революционное социальное вмешательство, как единственно спасительное. Революция, разумеется, не самоцель, но она является неотвратимой социальной необходимостью».

И, наконец, третий аргумент. Да, «мир — это первейший общечеловеческий постулат», но… «Война это последнее средство защиты беззащитных»:

«Но если, невзирая на все мирные шаги и усилия людей добротой воли … некоторые люди … превращают сотни и тысячи семейств в современных изгоев, тогда эти обездоленные имеют моральное право подняться сами на защиту своего существования».

Слава ДНР и ЛНР!

«Евангельский Христос взял бич, а современный пролетарий, доведенный «сильными мира сего» до отчаяния, хватает камень или автомат».

Интересно, а какой ещё бывает Христос?

В завершение Юрик цитирует резолюцию III Всехристианского Мирного конгресса, того самого, где впервые появился Гундяев, в Праге в 1968 году: «Бог призывает освободиться от нашей инертности и безразличия и требует, чтобы мы мыслили и действовали как ответственные члены возникающего общества всех народов и наций».

Взяли автомат и пошли автоматизировать возникающее общество.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание:
если кликнуть на картинку в самом верху страницы
со словами «Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном
оглавлении, которое служит
одновременно именным
и хронологическим
указателем.