Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Вторжение в Украину 2022 года. С Богом или с бомбами?

В первой половине ноября Служба безопасности Украины провела сразу несколько обысков у церковных деятелей Украинской Православной Церкви. Если сравнивать такие обыски с обстрелами, то снаряды были аккуратно «положены» в максимальной близости к руководству этой странной церкви.

«Странная» эта церковь потому, что считает себя канонической, но при этом ещё весной совершила очень странный и неканонический шаг: объявила о независимости от Московского Патриархата, но ни к какому другому патриархату не примкнула. Выпрыгнуть из окна и не упасть на землю – нарушение законов физики. Выйти из одного патриархата и не войти в другой – нарушение канонов Православия. Юридически УПЦ умудрилась стать дважды раскольнической: по отношению и к Московскому, и к Константинопольскому патриархату. При этом оба патриархата никаких претензий не высказывают, ни в чём не обвиняют. Всегда бы так иерархи действовали, жизнь была бы намного светлее!

Обыски проходили под ничтожными предлогами.

Первым пришли к Ионафану Елецких, митрополиту Тульчинскому, знаменитому (и отличному) композитору. Точнее, пришли в храм, в подвале нашли литературу в «пророссийском» духе.

22 ноября пришли в Киево-Печерскую лавру, потому что там пели «Песнь Пресвятой Богородицы», написанную Ниной Бородай, живущей в Ростове-на-Дону, ещё в 2004 году. В песне упоминаются, что храмы возводятся в честь Матери Божией «По Московии, Белоруссии, и по Киевской стороне». Никаких «призывов» тут не содержится. Одновременно пришли с обысками к викарию главы УПЦ Антонию, епископу Полисскому.

23 ноября в той же Киево-Печерской лавре прошёл «про-российской» церкви.

Московский литератор Кирилл Фролов предсказывал, что синод митр. Ионафана отдаст «на растерзание СБУ , низложен с кафедры , такая же участь ожидает митрополитов  Елизаветоградского Иоасафа, уголовное дело на которого и еще 20 священников его епархии будет заведено сразу после низложения митрополита Ионафана, будут сняты митрополиты Одесский Агафангел, Вышгоррдский   Павел и другие».

Ничего подобного не произошло.

Синод лишь постановил самостоятельно изготавливать святое миро, которое используется во время крещения, при таинстве миропомазания. Раньше миро получали из Москвы. Самим варить миро – ещё один символический знак независимости ни от кого.

На следующий день в Раду внесли законопроект о запрете деятельности организаций, которые «в любой форме» признают РПЦ МП.

И опять обыск – у митр. Мелетия Егоренко (Буковина). У него нашли российский паспорт.

Смысл происходящего объяснил подполковник Олексий Арестович 25 ноября: «Национальные интересы должны быть защищены. … Кто честный человек, должен сам понять, что после войны … все, что с приставкой «московская» не имеет перспектив».

В тот же день СБУ провела обыск у еп. Тернопольского Иова Смакоуза. Обвинения стандартные: нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности или религиозных убеждений. Смакоуз ещё и ректор Почаевской семинарии.

Высказывание Арестовича вызывает смущение, потому что от приставки-то УПЦ избавилась ещё весной. Но подполковники и не обязаны знать тонкости церковной жизни. К тому же сегодня российские СМИ пишут ведь, что в Украине хотят отобрать имущество РПЦ МП, безо всяких экивоков, что чего уж там.

Подполковники обязаны приказывать.

Арестович отдал приказ: «Аккуратно и точно».  напоминающий обещание Папанова в «Бриллиантовой руке»: «Бить буду аккуратно, но сильно». Национальные интересы должны быть защищены, но действовать надо осторожно, чтобы не навредить репутации страны. Наказывать только за действия, причём за доказанные действия.

Более того, подполковник Арестович явно послал членам УПЦ лучи добра, сказав, что «среди них есть кристально честные люди». Напомнил, что митр. Онуфрий, возглавляющий УПЦ, осудил вторжение России в первый же день. Так что «огульно писать людей в предатели я бы не стал … Несмотря на глубокую ненависть, которая столетиями копилась, спешить не надо».

Двери для покаяния открыты.

Так что не стоит придавать большого значения обыскам и законопроектам (кстати, внесённый в Раду уже третий в этом году и, скорее всего, ляжет в тот же долгий ящик, что и первые два). «Аккуратно и точно», «среди вас есть кристально честные люди», — всё это симптомы не желания разгромить, уничтожить, а имущество присвоить, а желания подтолкнуть в нужном направлении. Направление – бесповоротно отмежеваться от Москвы, а способы отмежевания могут быть разные. Самый естественный, конечно, просто войти в состав единственной канонической в Украине Церкви – Православной Церкви Украины, созданной в 2018 году патриархом Константинопольским. Но уже называют (предлагают) и такой вариант, как получение от того же патриарха Варфоломея отдельного экзарха, чтобы организационно сохранить обособленность от ПЦУ.

Такой вариант был в США, куда в результате Второй Мировой войны бежали сотни тысяч украинцев и где появилось две украинских православных церкви. Полвека они никак не могли гармонизироваться, но потом первое поколение эмигрантов просто отошло в лучший мир со всеми своими старыми счётами, а новое объединилось под тем же Константинополем.

Звучит всё это очень знакомо. Тут тот же принцип, которым руководствуются в Кремле: одна страна – одна православная Церковь.  Протестантов или старообрядцев, иудеев или буддистов может быть некоторое разнообразие (но увлекаться не следует), но если страна православная, то…

Что ж, звучит не слишком современно, в большинстве демократических стран за последние лет сорок религии лишены статуса государственных. Но не во всех – православная церковь государственная в Греции, например.

Конечно, у верующего православного человека на душе не то чтобы кошки скребли, но тихие слова Господа Иисуса Христа звучат: «Царство Моё не от мира сего». Да и апостола Павла «во Христе нет ни еврея, ни грека» никто не отменял. Оставьте нас в покое!

А кто будет платить за тысячу лет, когда верующие пользовались от государства разными вкусняшками? Начиная со святого князя Владимира, который из личных доходов выделил первым православным десятину – почему Десятинная-то церковь в Киеве так называется?  

Можно, наверное, всё вернуть. Тоже вариант! Оставить государству все храмы и монастыри, построить себе новые… Только зачем? Что такого в этом государстве ужасного, что с ним нельзя как с князем Владимиром?

Преподобный Антоний Печерский, когда хотел стать монахом, как нормальный человек, сперва обошёл те несколько монастырей, которые уже были в Киеве в начале XI века. Ему не по душе пришлось, что все они были построена боярами и князьями, а кто построил, тот и диджей. Именно поэтому Антоний поселился в пещере, словно ласточка. В этой независимости и вырос тот дух свободы и самоотречения, ради которого к нему ходили бояре и князья, оставив свои «карманные» монастыри.

Ходили-то ходили, но умер преподобный, умерла и независимость, та независимость, за которую голодом платят. То один князь что-то даст, то другой… Откуда соборы-то? И вот…

Первая из подписей депутатов Рады под нынешним проектом о ликвидации – князя. «Князь Николай Леонидович (IX созыв)».

То ли символизм, то ли Божий промысел, то ли Божья добрая насмешка. Князь дал, князь взял.

А если придут… Ну, вы понимаете? Мало ли что…

Вот с этого и надо было начинать! Да хоть сейчас все лукавые уловки были бы отброшены, если бы не страх, что опять придут «наши» и будут мстить.

Да, страх… Вот тут и становится понятен смысл выражения «страх Божий». Многих атеистов смущает – Бог есть любовь, сами говорить, чего Его бояться. Да вот чего бояться – что ориентируешься на людей и на пакости человеческие, а не на Бога и на милости Божьи. Бог милостив – защитит. Может, не так защитит, как нам бы хотелось, ну вот этого можно бояться, но в конце концов – наша воля или Его? Так что, страхи страхами, а совесть-то совестью – кто единство проповедует, тот и единись, а не с теми, кто далеко и с бомбами, а с теми, кто рядом и на кого бомбы падают, там и к Бгу ближе – Бог не с теми, кто развязывает войны, а с теми, кто связывает людей в союз мира.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание:
если кликнуть на картинку в самом верху страницы
со словами «Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном
оглавлении, которое служит
одновременно именным
и хронологическим
указателем.