Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

История человечества: коммуникация, творчество, пошлость

Историю человечества можно и нужно делить на этапы, и на этапы развития, прогресса.

Это не этапы «как», а этапы «что». Не этапы производства, а этапы коммуникации. Производство лишь средство, цель производства (и содержание жизни человека) — именно коммуникация.

Впрочем, этапы производства тесно связаны и с этапами коммуникации.

«Производство» это камень, металл, пластик. Палеолит, неолит, современность.

«Энергетика» это свои руки, руки чужие (раба, делающего то, что никогда бы свободный человек делать не стал) тягловая сила животного, воды, ветра, пара, электричества, атома.

Все этапы наслаиваются друг на друга и сосуществуют. Когда кризис, происходит довольно быстрое возвращение к наиболее простому варианту.

В коммуникации палеолит — это сигнал. Сигнал, отделённый от сигнализирующего, сигнал, оторвавшийся от говорящего и нашедший себе материальный носитель — как палочка с насечками, кувшин с узором. Сороковая симфония. От предельно простого до беспредельно сложного, всё это — сигналы, аналогичные писанию собаки на деревце.

Неолит — это письменность. Слово — не сигнал, не всегда сигнал, не должно быть слово сигналом. Слово в отличие от любого животного обмена звуками есть выражение человечности, взрослой способности к бесконечной коммуникации.

Специфическим подвидом письменности стали деньги.

Конечно, в реальности большая часть человеческого общения не отличается от животного. Человеческое — как кончик карандаша, но карандаш обычно лежит в коробке, или им постукивают по столу, или грызут, или просто крутят пальцами. Часто он даже не заточен, а то и грифель выпал. Коммуникация именно в силу бесконечных возможностей допускает и полный крах коммуникации. Не только по злой воле людей. Смерть — и конец коммуникации. Было бы, чему кончаться.

Чему же с точки зрения коммуникации соответствуют деления истории на первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм?

Вообще-то они ничему не могут соответствовать, потому что это деление изобретено Марксом для его целей — для завоевания власти, оно не слишком удачное. Но оно прижилось, так с ним приходится считаться.

С точки зрения коммуникации история людей есть два противоположных процесса. Процесс освобождения коммуникации от разнообразных ограничений — например, от пространства и времени — и процесс ограничения коммуникаци во имя насилия. Освобождение — это сила, ограничение — это насилие.

На свой лад иерархизм и насилие ограничивают коммуникацию в горном селе, на римском форуме, в готическом соборе или феодальном замке, на фабрике и в демократическом обществе. Многие ограничения общие для этих разных форм — например, армия есть настолько глобальное извращение коммуникации, что хоть человек выполняет приказания альфа-самца с дубиной, хоть носит ядерный чемоданчик за президентом, он всё равно уже не человек.

Есть, к счастью, и противоположный эффект — творчество. Хоть человек наносит зарубки на кость, хоть ведёт разговор за чаем, он может в любой ситуации придать коммуникации творческий характер. Технически общение при этом всё равно остаётся обменом сигналами, модулированием имеющихся данностей, но происходит прорыв человеческого, уникального, никогда не бывшего и вот — случившегося.

Наглядная иллюстрация. Рождество Дюрера и вариация на Дюрера Брейгеля-младшего через сто лет.

Формально — второе просто раскрашивание первого. И первая картина, и вторая — всего лишь иллюстрация даже не к евангельскому рассказу (где нет ни сов, ни собачек, ни попугаев), а сигнал о подчинении определённым носителям власти. Которые сперва распяли Христа, а потом стали Его навязывать, превратив Сына Божия в жвачку человеческую.

Реально — у Дюрера есть прорыв, да ещё какой прорыв. Излияние непонятного, извержение любви, свободы, вечности. У Брейгеля — уничтожение всего этого, механизация, опошление.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание:
если кликнуть на картинку в самом верху страницы
со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.