Карл Маркс: идол, который хуже своих идолопоклонников

«Союз со Христом дарует внутреннее просветление, утешение в страданиях, спокойную уверенность, сердце, открытое для любви ко всему человечеству, ко всему благородному, ко всему великому, не из гордыни, не из славолюбия, но только ради Христа. Таким образом союз с Христом дарует радость, которую эпикуреец тщетно пытается извлечь из своей легкомысленной философии или более глубокий мыслитель из самых потаённых глубин знания, радость, которую  знает лишь внутренний, подобный ребёнку разум, связанный с Христом и через Него с Богом, радость, которая возвышает и украшает жизнь».

Карл Маркс, комментарий на Иоанна 15, 11.  10-16 августа 1835 года. Впервые опубликовано в 1925 году.

«Существует лишь одно средство сократить, упростить и концентрировать кровожадную агонию старого общества и кровавые муки родов нового общества, только одно средство — революционный терроризм».

Карл Маркс. 19 мая 1849 год.

Подставь щеку.

Иисус Христос.

Иисус не экономист и не философ. Как и Маркс.

Что думает человек, призывающий к убийству, об экономике, философии, Христе, совершенно неважно. Именно это первое, что нужно знать о Марксе: он призывал убивать.

«Фабричные рабочие во Франции называют проституцию своих жен и дочерей добавочным рабочим часом, и это буквально так и есть».

Классический образец троллинга. Маркс троллит экономистов, выставляя их защитниками торговли жёнами, защитниками работорговли. Якобы «политэконом мне отвечает: ты не поступаешь вразрез с моими законами; но посмотри, что скажут тетушка Мораль и тетушка Религия». Понятно, что это абсолютно несуществующий экономист. Маркс глумится над несуществующим врагом — вот троллинг.

В реальности феодализм терпел рабовладение, при капитализме рабство было упразднено. Возможно, это не заслуга капиталистов, но факт есть факт: современное общество борется с рабством, поставило его вне закона, старается уничтожить. Что же делает тогда тролль? Объявляет любую работу — рабством. Рабством у хозяина, если работа на хозяина, а если работа на себя, то рабством у нужды.

Важный признак тролля — отстранённость. Маркс не экономист, он не анализирует экономику, он отрешённо бранит экономистов. Насколько на самом деле проституция экономически оправданна (ни насколько), его абсолютно не интересует, его категориальный аппарат вообще не ориентирован на решение экономических задач.

Какой Маркс экономист — абсолютно неважно перед тем, что он последовательно защищает и оправдывает насилие. Делает он это как истинный тролль: если я кого-то убиваю, то виноват мой враг, он меня вынудил, у меня не было иного выбора. Я хороший, я был вынужден брать заложников, я их убил физически, но фактически их убил тот, кто меня довёл до крайности:

«Истинный убийца архиепископа Дарбуа — Тьер. Коммуна несколько раз предлагала обменять архиепископа и многих других священников на одного только Бланки, находившегося в руках Тьера. Но последний упорно отказывался от этого обмена ... Если парижские рабочие поступали, как вандалы, то это был вандализм отчаянной обороны, а не вандализм торжествующих победителей».

Если величие ума заключается в способности оправдывать своё насилие как оборону, а насилие своего врага как ничем не спровоцированную агрессию, то да — Маркс великий ум.

Маркс сам по себе абсолютно неинтересен и незначителен. Экономизм, который отравляет сознание многих интеллектуалов Запада, не связан с Марксом, он был и ранее Маркса.

Маркс имеет значение лишь в России, где он мумифицирован и навязывается даже в большей степени, чем Ленин. На одного священника, который устроился с 1990 года на государственную службу в вузе и преподаёт православие за казённый счёт — явление безобразное — приходится 200 поклонников Маркса, которые за государственный счёт под видом преподавания философии в обязательном порядке пропагандируют то, что считают марксизмом. Иногда это хуже Маркса, иногда лучше, но в любом случае, пропагандой таких идей надо заниматься за свой счёт, это не наука, не философия, не экономика.

Капитализм есть рабовладение: Маркс в 1870 году пишет «рабовладельческом заговоре покорить Париж».

«Отчуждение проявляется как в том, что моё средство существования принадлежит другому».

Тут Маркс не тролль, тут он искренен, но эта искренность обнаруживает на редкость уродливые представления о личности и мире. Это вполне мещанские представления: я есть то, что мне принадлежит. Если я арендую квартиру, я отчуждён от неё, она же чужая собственность. Только моё есть моё. Идея коммуникации, идея любви, идея солидарности, идея разделения труда, — все они непонятны такому сознанию. Цель отождествляется со средством. 

Тролль — человек глумящийся, не верующий в свои слова и идеи. Насколько искренен Маркс? В очень малой степени. Он — не учёный, не мыслитель, он — фельетонист:

«Кто может купить храбрость, тот храбр, хотя бы он и был трусом».

Это — хлёсткая фраза, не более. Приписывание другому того, на что другой не претендует. Поэзия? Да нет, фельетон. Маркс призывает к любви, к любви не продажной — прекрасный призыв. Означает ли это, что человек, купивший билет в поезд — насилует свою природу и насилует поезд? Он перемещается быстро, но ведь он не быстро, он лишь купил быстроту? Как же ему не стыдно! Иди пешком или беги, не насилуй свою природу, не насилуй машиниста паровоза!

«Машина приноравливается к слабости человека, чтобы превратить слабого человека в машину». Человек, печатающий на компьютере, — шаг назад в сравнении с «дикарём». «У дикаря, у животного все-таки есть еще потребность в охоте, в движении и т.д., в общении с себе подобными ... Ирландец знает только одну потребность — потребность в еде, притом состоящей только из картофеля люмпен-пролетариев, картофеля самого плохого качества».

«Рабочий становится рабом своего предмета в двояком отношении: во-первых, он получает предмет для труда, т.е. работу, и, во-вторых, он получает средства существования. Только этот предмет дает ему, стало быть, возможность существовать, во-первых, как рабочему и, во-вторых, как физическому субъекту. Венец этого рабства в том, что он уже только в качестве рабочего может поддерживать свое существование как физического субъекта и что он является рабочим уже только в качестве физического субъекта».

Капитализм порождает своего могильщика. Насилие капиталиста — насилие, насилие пролетария — или Сталина от его имени — это всего лишь забрасывание могилы землёй. Гумилёв уже мёртв, духовно мёртв, чекист, застрелив его, просто выступил в роли могильщика.

Капитализм порождает такие производительные силы, которые делают капиталиста ненужным. Кибернетики создали такие компьютеры, что кибернетики больше не нужны. Пошли прочь! У меня новенький ноутбук, вы мне больше не нужны! И про глобальное потепление не надо мне мозги парить! Брысь, кыш!

Учитывать экономику, материальную среду при анализе истории, включая историю идей и искусства — нормально. Ненормально считать это марксизмом. Огромное значение экономики для жизни людей Маркс не открыл, а закрыл своим редукционизмом, убеждённостью, что экономика решает всё. Он умудрился возвести классы в универсальное явление именно тогда, когда классы стали исчезать. Маркс — великий путаник, который исказил открытия настоящих экономистов, извратил настоящую философию, а призывами к насилию не помог, а лишь помешал социалистическим идеям.

Что до марксизма и христианства, то тут всё просто. Марксизм не просто учение о сострадании, не просто обличение пороков капитализма. Марксизм — призыв убивать. Всё! Конечно, это означает, что христианин и в армии не должен служить, и оружия не должен покупать или брать — хоть его свободно продают, хоть выдают под расписку. Не убивать никого, никогда, ни под каким предлогом и лозунгом. Таких христиан немного — как и иудеев. Но это не означает, что надо идти в марксисты, в джунгли, в гевары, это означает, что надо уходить из армии, из полиции — если там с пистолетом — и т.п.

Далее: Маркс как апостол необходимости.