«Яков

Оглавление

Юмор как дополненная реальность

Юмор есть прежде всего защита от насилия, от зла. Это хорошо видно в остротах «Ассошиэйтед стресс». Может быть, самая блистательная там шутка: «анти-перемирие». Новояз называет военное министерство министерством обороны, юмор называет военное министерство министерством антиперемирия. Возможен и противоположный ход: гиперболизация, таков «департамент побед и одолений»  Салтыкова-Щедрина.

Принципиально, что юмор есть языковое явление, явление коммуникативное. Тут ощутимое несовпадение юмора и смеха, особенно насмешки, для которых слова вторичны, которые легко обходятся без слов, редуцируются к жесту, к подножке, к оскаленным зубам. Смех —спасение от насилия через насилие, юмор вообще не «спасается» и не спасает, юмор творит. Юмор есть «дополненная реальность».

Чувство юмора реальнее религиозного чувства, что нетрудно, ведь объекта «религиозного чувства» не может быть по определению.

(Бог не объект и не субъект, Бог открывается не чувствам, а образу и подобию Божию в человеке. «Религиозные чувства» это термин атеистический, использование такого оборота верующими обнаруживает дефицит веры у использующего. Религия вообще не «чувствует», это социальное явление, так что «религиозное чувство» такой же нонсенс как «научное чувство», «административное чувство». Правда, Салтыков-Щедрин говорил об административном восторге.

Чувство же юмора — как и чувство языка, о котором вообще редко говорят — создаёт новую реальность, но создаёт не из ничего, как парфюмер создаёт духи из природных запахов. Чувство юмора не юмор чувствует, оно чувствует опасное, античеловечное и превращает его в смешное. Чувство юмора побеждает насилие бесчеловечности силой человечности, языка. Конечно, это победа не из тех, ради которых создают армии, она не из разряда убийств, а из разряда воскресений.

Чувство юмора, будучи языковым явлением, активируется по мере активации языка. «Чувство юмора» есть языковое поведение. Активируется-то оно активируется, но, во-первых, не у всех, примерно десятая часть людей в отношении юмора страдает РАС (никакой связи с «Расея»),во-вторых, чувство юмора прямо вторично по отношению к развитию интеллектуальному и эмоциональному. Поэтому возможен пошлый юмор, опускающий всё ниже пупка, поэтому физики шутят не так, как лирики, поэтому несвободный человек шутит не так, как свободный: однообразнее, предсказуемее. Поэтому и шутки понимают люди очень по-разному. Хороший пример — моя собственная шутка: «И сказал Бог «Это хорошо» — «Могло бы быть и лучше», — привычно откликнулся сатана».

Шутка вызвала бурное одобрение, но сама бурность была проявлением непонимания шутки как насмешки над Богом, тогда как это насмешка над сатаной. Непонимание, прямо связанное с тем, что люди мало размышляют о зле, свободе, любви, обычно не ворочают мысли, а ворчат, подменяя размышления циническими штампами и идиомами, которые выполняют для рассудка и сердца функцию анестезии, а не анастасии.

Выборка острот «Ассошиэйтед стресс»

«Смертность духовенства в Москве за время пандемии выросла в три раза, воскрешаемость осталась на прежнем уровне».

Париж. После ультиматума Макрона мусульманам Франции здесь началось затишье перед штилем.

Голливуд. На экраны вышел фильм “Белоснежка и максимум 7 гномов в закрытом помещении”.

Вашингтон. Трамп потребовал пересчета таблицы умножения.

Тель-Авив.  В Израиле резко выросло количество беззаботных.

Домодедово. Россия представила первый в мире пассажирский беспилотник с 300 орущими пассажирами на борту.

Чечня. Здесь прошли почетные похороны убийцы французского учителя. В память о погибшем герое участники похорон зарезали еще трех учителей.

Сеул. Южная Корея оштрафует Facebook на 6 млн лайков.

Кащенко. Сюда поступил пациент, утверждающий, что он слышит голоса, отданные за Трампа.

Нагорный Карабах. Армянская армия перешла в контрперемирие по всей линии фронта.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем