Жадность и скупость — извращения разных добродетелей, но схоже убивают дух. Жадность извращает потребление, скупость извращает производство. Потребление — добродетель?! Да, потребление — добродетель. Кто потребляет, делает доброе дело.
Любые посты и голодовки суть подвиды самоубийства, они оправданы лишь в той же степени, в какой оправданы прививки, использующие яд в ослабленном виде, чтобы организм не пострадал от яда концентрированного.
Общий принцип — у апостола Павла: кто не потребляет, да не осуждает того, кто потребляет. Впрочем, на практике потребительское общество осуждают отнюдь не измождённые гандоподобные аскеты, а как раз люди с уровнем потребления выше среднего.
Все нападки на потребительское общество ведутся из окопов общества тоталитарно-милитаристского, в котором власть зиждется на том, что элиту тошнит от переедания, а остальные еле двигаются от дистрофии. Золотое было времячко для людоедов, которые любят человечинку типа куриных крылышек, чтобы жира поменьше, а вот кожи и костей побольше, пообсасывать.
Скупость, в противоположность жадности, сосредоточена не на том, как брать, а на том, как отдавать. Точнее — на том, чтобы не отдавать. Скупец производит нули. Жадный человек часто очень даже щедрый человек, он готов и переплатить за то, что ему понравилось.
Есть, однако, у жадности и скупости общее свойство — они тезаврируют жизнь. Стараются сделать мир сокровищем. Зарыть всю Землю в землю. Они так поступают не из страха потерять собственность, а из страха потерять власть. Властолюбие-то умеет рисковать всем, не говоря уже о просто нормальном пользователе властью — властью организатора, творца, изобретателя. Власть знает правоту пословицы «не посеешь — не пожнёшь». Скупец же не сеет, а хоронит.
В информационный век скупость и жадность утешают себя девизом «кто владеет информацией, владеет миром». Пошлая чушь. Информацией вообще нельзя «владеть». Информацией можно лишь делиться. Свобода жива лишь потому, что попытка разнообразных доброхотов сосредоточить в своих руках всю полноту информации для организации жизни по их, доброхотов, усмотрению — убивает информацию, оставляет доброхотов наедине с кладбищем мумий. Информация как деньги — она должна «иметь хождение».
Информация запертая — это всего лишь коллекция, наподобие коллекции монет. Чтобы что-то купить, надо эту коллекцию распродать. Но покупателей не сыскать — информация-то собрана паскудная, грязная. Есть информация настоящая — как статуя Давида работы Микеланджело. А есть информация шпионов, стукачей, соглядатаев — она как мраморная крошка, оставшаяся на полу после работы Микеланджело. Из такой-то мусорной информации лепят рычаг власти те, кто хочет властвовать над людьми. Не получается — рано или поздно им всё равно придётся вернуться к примитивному насилию.
Тезаврация уничтожает единство людей. Экономика, политика, культура — это всё процессы обмена, общения, диалога. Хапнуть часть этого процесса и зарыть в углу своего сада, — это убийство. Понятно, что противоположному такому убийству — чудо рождения. Когда человек не просто собирает, делится, изучает, но рождает из ничего внутри себя нечто совершенно новое, новое для самого себя и других, и делится этим, и сам потребляет, и другим даёт, и у других принимает рождённое ими.