Рассел интереснейший человек сам по себе, а в своём устном мемуарон о Гладстоне он оказалсяещё и граммофоном. Он воспроизводит несколько фраз Гладстонf (1809-1898). Он явно имитирует бархатный глубокий басок Гладстона. Собственный старческий, нетвердый голос Рассела сменяется на очень звучный, совершенно другой.
Психологи поставили эксперимент: предложили людям, не умеющим рисовать, скопировать рисунок Пикассо, портрет Стравинского. Вышло ужасно.
Психологи перевернули рисунок и опять предложили его скопировать. И тут вышло намного лучше! Потому что люди копировали бессмысленные линии, которые видели, не пытались копировать образ, который у них сидел в голове. Чтобы изобразить образ в голове, надо уметь быть художником, как для того, чтобы сформулировать мысль на бумаге, надо уметь быть эссеистом.
Поэтому Рассел говорит лучше, когда перевоплощается в Гладстона. Он внезапно возвращается в свою молодость, когда Гладстон был для него кем-то великим, непонятым и страшным.
Это не раздвоение личности. Не актерство. Это путешествие личности внутри себя, самое увлекательное из всех возможных путешествий.