Яков Кротов. История. Книга о том, как люди общаются и через общение создают себя для свободы, любви, познания, человечности

Оглавление

Путешествие. К философии пути: от первопроходцев до проходимцев

Есть много обозначений пути — человеческого движения по определённому пространству (включая блуждание как движение по пространству принципиально неопределённому, ради самой неопределяемости). Есть и огромное количество обозначений тех, кто идёт по пути: путешественник, паломник, пилигрим, бродяга, попутчик, демонстрант, проводник, прохожий, турист, разведчик, первопроходец, провожатый, гид, конвоир, автостопщик, дальнобойщик, таксист, лидер и т.п.

Одно из самых интересных слов — «проходимец». Интересна двусмысленность: речь о том, кто идёт по нормальному пути каким-то ненормальным образом, или о том, что принципиально выбирает неправильный путь? Двусмысленность эта продуктивна, вряд ли разумно её преодолеть. Ненормальный путь может и совпадать, и не совпадать с нормальным. Это гарантия свободы: соблюдение норм вовсе не означает, что человек поступает нормально. Этим и пользуется проходимец: он соблюдает нормы, чтобы их перехитрить, обогнуть. Кривой путь проходимца может точно совпасть с прямым путём праведника. Именно о таких ситуациях первый псалом: иногда единственный разумный путь это отказ двигаться по какому-либо пути, твёрдое пребывание на месте яко древо у родника или Лютер на защите диссертации.

Проходимец отличается от блудника, «Блудник» слово архаичное, да и в любом случае так же утратившее осязаемую связь с путём, как и «распутник». Распутник выбрал — на каком-то невидимом этическом распутье — дорогу греха, блудник, скорее, перескакивает с прямого пути на кривой. Блуд и распутство в силу всё той же свободы могут осуществляться при движении по прямому, праведному пути. Идти можно уж очень по-разному, например, отпихивая других или протягивая другим руку. Проходимец не отпихивает, а проскальзывает, но результат ещё хуже, чем если бы отпихивал.

Проходимец это пародия на праздношатающегося — слово, вышедшее из употребления («выйти из употребления» — идиома из всё того же продвижения по пути), но явление осталось, просто оно перестало быть предосудительным. Туристы делятся на тех, которые с удовольствием двигаются по общему маршруту, радуются экскурсоводам, отдаются во власть гида. Никакого праздошатания. Есть и другие туристы, для которых высшее наслаждение хотя бы во время отпуска двигаться куда глаза глядят. Свернуть в любой момент. Свернуть ради сворачивания, доказав себе, что это движение свободное.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание:
если кликнуть на картинку в самом верху страницы
со словами «Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном
оглавлении, которое служит
одновременно именным
и хронологическим
указателем.