Один из принципов теории справедливой войны гласит, что справедлива война, которая ведётся законной властью.
Только единственная вполне законная власть есть власть человека над самим собой.
Только личность вправе вести войну.
Но именно личность за это будет наказана как совершившая преступление. Самосуд, самовойна, самоместь, самоспецвоеноперация. Хочешь положить жизнь за ближних своих? Пожалуйста, но только там и тогда, когда прикажут дальние твои в президентских палатах, в генштабе, в офицерской землянке.
Можно представить войну как некую кооперацию, субсидиарное действие: задача, для решения которых нужно объединиться с другими. Пластырь налепить ребёнку и один человек сможет, а чтобы отомстить за слёзы ребёнка нужно тысяча миллионов солдат.
При этом никто не гарантирует, что не будет убит ребёнок, тот самый, плакавший. Во имя военной победы могут расстрелять одного из создателей кооператива «Война». По ошибке (приняли за шпиона) или не по ошибке (отказался служить в армии, он же в кооператив вступил не для того, чтобы рисковать жизнью, а прямо наоборот, чтобы другие ради него рисковали).
Хорош кооператив, члены которого, чтобы избежать смерти, делегируют другим право убить себя.
Убить может только коллектив и его тень — индивидуальность.
Демократии противоположна не охлократия, а именно коллективизм. Коллективизм может быть и автократией, и тоталитаризмом.
Отличие от демократии техническое: уровень обратной связи. Свобода слова, собраний, голосований. Всё это нетерпимо для коллективизма, потому что это свободы личности.
Война — главное проявление коллективизма. Так что в истории человечества демократии было пока очень мало.
Личность убить не может по определению. Личное самосознание включает в себя сознание другого как личности. Чтобы убить, надо видеть не личность, а «нелюдь», «бациллу», «зверя», да и себя не видеть, а сознавать себя «страной», «пострадавшей стороной», «борцом за правду». Либо просто быть невменяемым, и на такой искусственной невменяемости стоит всякое убийство, но именно убийство на войне наиболее невменяемое, более всего загромождено иллюзорными представлениями о себе и других.