Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Общение. Другой существует, следовательно, я существую

Человек в древности был так неразвит, что рассматривал мир не как «это», а как «ты». Возможно, хотя вполне вероятно, что это неверное понимание языка мифов, такое же неверное как убеждённость миссионеров XIX века в том, что «дикари» поклоняются деревяшкам.

Важнее другое. Человек начинает с того, что рассматривает миф как часть себя. Видимо, это связано с какими-то физиологическими процессами, потому что в лихорадке (и в мистических переживаниях) вновь и вновь всплывает отождествление себя с творением. Человек разрастается до космических размеров, так что галактики всего лишь вакуоли в его клетках.

Возможно, некоторые психические расстройства есть результат именно такого отношения к миру. Со стороны кажется, что перед нами крепость, над которой развивается флаг, в окошках башен горит свет, но внутри, кажется, никого нет. Нет отклика, никакого. Означает ли это, что там действительно никого нет? Или обитатель крепости настолько погружён в общение с миром-как-с-собой, что не имеет ни времени, ни сил на общение с нами? Он общается, активно общается, но для него нет «ты», «это», есть лишь «я».

С точки зрения «нормального» человека это срыв, ненормальность. Возможно, только вряд ли есть хоть один вполне нормальный в этом отношении человек. Эгоизма никто не отменял. Именно эгоизма, а не самосознания. Эгоизма, а не персонализма. Нарциссизма, а не уверенности в себе. Различие именно в открытии мира как чего-то внешнего по отношению к себе. Тут и начинается общение в строгом смысле слова. «Общение» есть создание чего-то общего между «я» и «ты», но если для меня не существует «ты», то общее невозможно. Всё – лично моё.

Полная приватизация. Настолько полная, что даже нельзя назвать это приватизацией. «Приватизация» — это «приват», «посторонним вход воспрещён». Но если есть только «я», то не может никого постороннего и ничего стороннего. Всё происходящее истолковывается как факт жизни себя и существования себя.

Видимо, отчасти (в каком-то смысле) это происходит с детьми-маугли. Если вовремя не заработал речевой центр, он не заработает никогда. Человек не рождается, человек становится, и становление это происходит по мере общения – появления «ты», «другого». Младенец постепенно обнаруживает, что есть «объекты».

Слово «объективация» имеет негативный оттенок, обозначая отчуждение, неспособность и нежелание сочувствовать, общаться как с равным. Но есть и позитивная объективация, когда ребёнок «отпускает» от себя окружающий мир, сантиметр за сантиметром принимая его объектность, независимость, внеположность по отношению к себе. Большая потеря, но зато именно так ребёнок обретает себя, своё «я» как нечто, что существует среди тех, с кем можно общаться.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Яков Кротов сфотографировал Юрия Самодурова

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.