«Готтентотская мораль» это двойная мораль. Выражение появилось благодаря роману Генрика Сенкевича, в котором готтентот (так европейцы называли одну из африканских народностей) объяснял: хорошо это когда я украду корову, плохо это когда у меня украдут корову.
Только готтентотство это не только особая мораль, это ещё и особая манера общения — точнее, манера разобщения.
Читает украинский готтентот Василия Пупкина и радуется: ух как русский публицист клеймит пороки русских ура-патриотов, ханжей, лжецов, националистов, изничтожающих украинский (и не только) язык в России! Хорошо!
Василий Пупкин переходит от обличения русских ура-патриотов к обличению украинских ура-патриотов, ханжей, националистов, изничтожающих русский язык в Украине. Готтентотский украинец взрывается: «Да как он смеет! Лезет в наши дела на броне российских танков!!»
Читает готтентотский израильтянин Василия Пупкина и радуется: наконец-то русский публицист требует от России ликвидировать её атомное оружие. Но вдруг Пупкин призывает уничтожить всё ядерное оружие, даже то, которое есть у Израиля. Израильтянский готтентот взрывается: «Это антисемитизм!»
Плохо, когда в другой стране сажают людей в тюрьму по ложному обвинению. Когда в это своей стране во имя её безопасности — хорошо. Если готтентот застенчивый, скажет: «Может, и не очень хорошо, но надо. Моя-то страна послабее будет». Если готтентот не застенчив, скажет: «Все так делают! История нас рассудит».
Одинаково противно, когда ограничения свобод оправдываются необходимостью противостоять врагу, защищать стабильность и нацию — вне зависимости от того, какая нация, нападает она или она жертва агрессии.
Готтентотская мораль страшно искажает коммуникацию. Представим себе компьютер, в котором на одну и ту же команду следуют противоположные ответы. Нажимаете клавишу с литерой «а», компьютер печатает иногда «а», иногда «ц», а иногда рисует смайлик. А у если вы решите покритиковать компьютер, такое выдаст, что ой.
Разумеется, не все жители Украины или Израиля грешат готтентотской моралью. Скорее, меньшинство. Этим Украина и Израиль отличаются от России, страны преимущественно готтентотской. Только вот злорадствовать по этому поводу опять означает проявлять готтентотскую мораль: вести диалог не с конкретными людьми, а со «странами», считать единицами общения не личность, а страну, считать, что коммуникацию ведут нации, а не Васи Пупкины. Конечно, за единственным готтентотским исключением самого себя — уж о себе готтентот точно знает, что он важнее любой страны, единичнее всего космоса и независимее самой независимой подвески.