Живопись: шкала непредсказуемости
У живописи есть нулевая точка отсчёта: детский рисунок. Вот детские рисунки в рукописи 1327 года, сборник доминиканских проповедей на латыни.
Рукопись написал студент-богослов, живший в неаполитанском монастыре, вскоре после этого она была одолжена доминиканцу Умилис из Губбио под залог одного флорина. Похоже, Умилис рукопись не вернул, и она проделала долгий путь аж до Пенсильванского университета.
Рисунки исследовала Дебора Торп (Thorpe, 2015), работающая в Центре хронических заболеваний Йоркского университета. По её мнению, фигура человека нарисована ребёнком в возрасте примерно 4 лет, это довольно типичное изображение (Торп сравнивает их с рисунками на берестяных грамотах новгородского мальчика Онфима, XIII век). Вот животное рядом с ним нарисовано ребёнком постарше, а сценка на одном из чистых листов — с изображением сюжета, с полётом, человек изображён в профиль — это работа ребёнка 8-10 лет. Я бы такое и сейчас нарисовать не смог, признаться. У англичан такие почеркушки на книгах называют «дудл» (от того же корня «янки дудл»).
Это «нулевая точка отсчёта» — потому что искусство измеряется непредсказуемостью, хотя сама по себе непредсказуемость и не есть искусство. Как рисует человек в 4 года — легко предсказуемо, а что и как нарисует Пикассо после завтрака или Стейнберг после обеда — абсолютно непредсказуемо.