Терроризм

Слово «терроризм» ужаснее терроризма. Слово «терроризм» существует, а терроризма не существует — так же обстоит дело с «драконами», «сепулькариями» и «здоровьем». Слово «терроризм» призвано навести ужас на всех, заткнуть глотки другим, развязать руки себе. «Усама бен Ладен — террорист №1». — «Нет, нумер второй, Путин же террорист №1».

Человек достаточно ужасен сам по себе. Хотите напугать ребёнка — говорите ему: «Придёт человек и съест тебя!» Ребёнок, правда, и сам человек, так именно поэтому он поймёт и согласится. Любой людоед знает, что люди опасны, поэтому людоеды и спешат опередить человека, съев его первым. Они даже не требуют благодарности, скромно называя себя волкодавами и борцами с терроризмом.

Наводит террорный террор человек, который заявляет, что заповедь «не убий» похожа на «не переходи улицу на красный свет». На красный — не переходи, а на зелёный переходи, следовательно, «не убий» означает «казни», «стреляй во врага», «отдай жизнь за родину».

Человек становится террористом, когда разрабатывает учение о справедливой войне, в которой первым пунктом — справедлива война, которую ведёт законная власть. Это все равно, что сказать, что в публичный дом имеет право ходить только женатый мужчина. Вторым пунктом — что справедливая война, в которой не гибнут невинные люди, как гибнут они неизбежно от атомной бомбы, да и от всякой дряни помельче. Это все равно, что сказать, что в мире случайного, иррационального справедливая война может создать островок порядка и предсказуемости. А когда бомба спалит роддом и ракета собьёт самолёт с детьми и врачами, человек разводит руками: увы, на войне неизбежны случайности.

Ужас и ложь. Случайности неизбежны, когда мир. Когда война — случайное становится закономерным, а закономерное — случайным.

Главный террорист в современном мире — человек, считающий, что бытие определяет сознание, что брюхо, деньги, инстинкт самосохранения решают всё. Реальность снова и снова опровергает это — человек голодает, нищает, кончает с собой ради идеи, но террорист не в силах расстаться со своей иллюзией и объясняет: а это он (Гитлер, Каддафи, Путин) с ума сошёл! Вот циник да, внушает ужас, терроризирует, запугивает и требует, чтобы все стали его образом и подобием.

Да не сошёл с ума человек, который ради идеи жертвует жизнью! Идея, возможно, сумасшедшая и людоедская (то есть, человеческая — не путать с человечной!), но носитель идеи куда здоровее того, кто верит, что если перекрыть нефть, кислород, арестовать счёт в банке, поставить в угол и совершить какие-то другие терроризирующие действия, то проблема будет решена. Проблема будет возведена в квадрат и куб! Она подтвердит идею людоеда — весь мир против меня.

Что ж, преподнести себя людоеду на блюдечке с голубой каёмочкой в соусе бешамель и с просьбой по возможности небольно употреблять себя в пищу? Раз людоедство — идеализм, свойственный всем людям, то и бороться не с чем? Прямо наоборот! Борьба с людоедством необходима на куда более близких подступах, чем кажется. Чтобы не было Гитлера, надо было не Гитлера в колыбели душить, а душить в душе высокомерие, убеждённое в том, что в человеческих силах использовать Гитлера для борьбы с коммунизмом, а значит, можно не устранять причины, порождающие коммунизм. А причиночки-то есть! И у Путина с Рашей есть причиночки, и причинное место всякого ужаса — не в ужасе, а в том, кто совершил ужасное. Солгал, своровал, спрелюбодеял, пошёл на компромисс, а на литургию не пошёл — а особенно на тех, кто пошёл на литургию с Путиным в порядке компромисса. Ну, «литургия» — это может быть и просто дружеская встреча в верхах. Нет ни одного идола современного терроризма, с которым бы не общались по-дружески именно те, кто был обязан не дружить, не улыбаться, не пользоваться благами, получаемыми от терроризма.

Поэтому не надо искать критериев справедливой войны — война справедливой не бывает. А вот критерии справедливого бойкота есть. К врагу надо уметь поворачиваться спиной — не чтобы сбежать с поля боя, а чтобы посмотреть на себя в зеркало, попутно контролируя, что делает враг. И пятиться, оттесняя врага широкой спиной и тем, что ниже спины, и особенно тем, что выше. Сим победиши терроризм государств, соседей, коллег, домашних и останешься, наконец, наедине с прохладой и обаянием своего собственного внутреннего терроризма. Но это уже совсем другая история. Собственно, это уже даже не история, а теология. И даже не теология, а аскетика. Которая, конечно, вполне совместима со спиной врагу и её высоко опущенным забралом.

*  *  *

Принцип презумпции невиновности, как и бритва Оккама, требует начинать с простейших объяснений зла, коли уж мы не можем без объяснений.

Почему всем русским нравится юмореска Жванецкого про то, как хорошо бы заиметь танк, сесть в него и приехать на танке в магазин, в жэк, да и в Кремль? Почему одно из самых популярных видео в интернете — американский шахтёр, который превратил трактор в подобие танка и стал крушить контору кампании, доведшей его городок до банкротства?

Потому что лживость системы достала! Просто обыватели делятся на тех, кто способен терпеть лживость и быть её тихой частью, и на тех, кто взрывается и начинает крушить всё подряд.

В чём лживость речей о терроризме? Как отвечают на теракт политики? «Нас не сломить», «мы защитим свой образ жизни»... Это ведь ложь — считать, что преступник требовал изменения какого-то образа жизни, хотел сломить дух и т.п. Ничего такого убийца не говорил, из его действий это не следует. Это прямая, наглая, кощунственная по отношению ко всем жертвам трагедии ложь, использование трагедии в политических целях. Естественно, после этого у всякого рационально мыслящего существа появляется желание сесть в танк — если хотя бы в хюндай — и крушить, крушить, крушить...

Немотивированное насилие — постоянный спутник современной урбанизированной, персонализированной информационной цивилизации. Архаические социумы имели свои способы канализации и предотвращения такого насилия, но в современном обществе эти способы невозможны, и это очень хорошо, потому что принцип был один: бей всех, чтобы забить одного. Можно ли усовершенствовать наше общество, чтобы исключить немотивированное насилие? Надо пробовать, и уж точно надо начать с отказа от лжи и демагогии, с переваливания проблемы на какую-то религию, нацию и т.п.