Почему конформизм не способен на тайное добро
Почему трудно, будучи конформистом, воздерживаться от зла? Казалось бы, так просто — когда выкручивают руки, иди на митинг, а когда не выкручивают — не ходи. Угрожают уволить — голосуй за увольнение коллеги, не угрожают — не голосуй.
Трудно, потому что человек не механизм и не животное, а образ Божий. Человек создан любить. Если человек не любит, он ненавидит — себя, других, Бога, всё.
Вот почему тайное добро — нечто обязательное для желающего быть человеком среди людоедов. Либо ты делаешь тайное добро, либо ты делаешь явное или тайное зло. Явное добро — это смотря по обстоятельствам, чтобы не быть съеденным. Тайное же добро — вне зависимости от обстоятельств. Хотя бы как тайное пожелание другому добра. Молитвой Богу или вздохом.
Сколько людей в борьбе с деспотизмом пытаются делать явное добро, пренебрегая тайным! В результате и явное не удаётся — ведь не разрешают, и тайное не совершается, и всё катится под гору.
Вот почему те, кого фанатики от иудаизма называют «языческими святыми» («праведниками мира») куда святее тех, кто с оружием в руках сражался с нацистами или расчищал себе место для жизни в Святой Земле. С оружием в руках зачистки да расчистки — это ещё Тевье надвое сказал, явное это добро или явное зло. Те, кто тайком прятал евреев — это несомненное добро, хотя и тайное. Не государственное добро должно оценить тайное личное добро, а наоборот. Но тайное добро никого не оценивает и памятников никому не ставит. Ему некогда, да и боязно. А памятники — это всего лишь идолы, от созерцания памятников праведникам ещё никто праведником не стал. Памятники праведникам, как заметил Иисус, сказавший и насчёт того, что добро надо делать втайне, это обычно попытка успокоить нечистую совесть, фиговые листки на своём бессердечии.
Кто не делает тайного добра, тот обречён делать зло — сперва тайное, потом и явное. Тайного нейтралитета не бывает. Невесомость в космосе. В душе всегда либо ожесточаешься против добра — ну что эти несчастные такие несчастные, не могут как-то не мозолить глаза, неделикатные они, назойливые, неумехи, балбесы, сами виноваты — и тем самым становишься злом, либо смягчаешься и ищешь возможности сделать добро так, чтобы не пострадать за него и облегчить страдания другого.