Отрицание человека

Религиозный опыт достаточно универсален. Это опыт откровения — часто одного мгновения. Это мгновение никогда не длится долго. Секунда, много — несколько минут. Как землетрясение. Калиостро рассказывал, что в 1755 году сидел в венецианской тюрьме и вдруг почувствовал толчок и увидел над головой звёздное небо. Через секунду небо исчезло. Плита, которая сдвинулась, встала на место. Сдвинулась она, как понял Калиостро через месяц, в результате землетрясения, уничтожившего Лиссабон в сотнях километрах от Венеции. Толчок — и человек увидел Творца неба.

Это опыт любви — если это именно опыт, разворачивающийся во что-то длительное. Любовь начинается с влюблённости — мгновенного открытия прекрасного в другом человеке. Могут пройти годы, любимый человек для посторонних — трясущийся злобный урод, а для любящего — всё тот же умный и добрый красавец. Любящий — прав, посторонние — не правы. Любящий, который становится посторонним — предатель.

Бывает и откровение снизу. Оно особенно остро переживается верующим человеком. Как! Только что мир был наполнен Божьим присутствием, и вдруг я вижу — всё это фуфло, блажь, померещилось и почему-то задержалось. Нету никакого Бога! Какая там вера — просто комплексы с проекциями, переносы с вытеснениями. Что это со мной было?!!!

Случается внерелигиозная форма такого «откровения снизу». Раз — и человек ясно видит, что всё в мире стоит на жратве и деньгах как символе жратвы. Святые — это те, кому не предложили достаточно денег за грех. Все продажные, Ваше величество, и Вы тоже, просто денег в мире не хватает, чтобы купить всех, не продаются лишь очень богатые и очень тупые.

Вот почему тридцать серебреников — предмет веры. Иуде заплатили мало не потому, что Бог — неликвидный товар, а потому, что купить можно лишь того, кто хочет продаться, но уж кто хочет продаться, того покупают недорого. В России это особенно проходили в начале 1990-х годов, в краткий период относительной экономической свободы после советской нищеты и перед неосоветской нищетой. Умные люди продавались за сущие копейки и потом этим пытались доказать, что они вообще не продавались. Продавались, продавались, увы, а что это «сущие копейки», они попросту не знали.

Откровение снизу и есть незнание. Незнание самого простого вида — незнание камня, незнание животного. Человек есть вершина эволюции, но вершина — это не воздушный шар, который парит в небе, оторвавшись от земли. Вершина эволюции — это крошечное острие, увенчивающее мощную гору.

Человек на 99% прах, неодушевлённая материя. Эта материя не то что Бога не знает, она о своём собственном существовании не подозревает. Она не движется, не принимает решений, она просто существует. Зато уж этого существования у неё не отнять. Человек умрёт, а прах, из которого он состоит — бессмертен. Рассыпется и соберётся в новых комбинациях.

Ещё на 0,99% процента человек — животное. Спинной мозг. Парасимпатическая нервная система. То, что не думает и этим обеспечивает спокойные условия для мозга головного. Если с ним всё в порядке, конечно. «Откровение снизу» и есть попытка животного описать мир, используя язык человека.

Низшая, животная часть человека хороша в аварийных ситуациях. Она как стоп-кран. В этом её сила, в этом её слабость. Представляете, что думает стоп-кран о смысле жизни? Вот это самое и думает — что вера из-за жратвы, надежда из-за денег, любовь из-за власти и т.п.

Именно эта низшая нервная система включается иногда в самых неподходящих жизненных ситуациях. Например, после секса — возбудившаяся симпатическая нервная система падает в обморок и слышно недоуменное мычание парасимпатической нервной системы — и это всё? Грустно!... «Оmne animal triste post coitum», — Пушкин возмущался тем, что Аристотель посмел это зафиксировать. Как будто без фиксации мужчина этого бы не заметил.

Обмороки человеческого в человеке случаются, конечно, и в других ситуациях, и очень часто именно после высших своих прорывов. Взлёт — и, устав от взлёта, душа засыпает, и слышен глас поддушной части: «Ну что распетушился? Всюду одно и то же. Экстаз не выше чиханья».

Именно в такие минуты звериного депресняка человеку кажется, что жизнь не имеет смысла, что любой поступок одинаково бессмысленен. Можно к сердцу прижать, можно топориком по голове тюкнуть. Какая разница! Можно наркотик принять, можно философский трактат написать. Ну, наркотик принять — меньше сил потребует, так выбираем наркотик. Собственная эмоциональная жизнь видится словно выцветший старый фильм. Вроде бы и люблю, а вроде бы и не любви или даже ненавижу. «Что воля, что неволя, всё равно»...

Откровению снизу дорогу не преградишь. Пугаться, впрочем, тоже не стоит, не говоря уж о том, чтобы принимать это откровение. Обычно достаточно подождать. Да, человек устаёт от экстазов и взлётов. Но от скотского равнодушия человек устаёт ещё скорее. На высоте божественного духа удержаться трудно, но валяться в низине дочеловеческого, скотского существования — противно. Повалялся, это неизбежно, — и подпрыгнул, почистился и — вперёд, быть человеком дальше.