«От каждого по способностям» есть безумный принцип, потому что имеются в виду способности человека. Человек же по определению есть, во-первых, нечто несуществующее, во-вторых, некто, способный на всё и при этом ни на что неспособный. Так и живём.
Евангелие, скорее, можно истолковать как принцип «каждому по способностям» — притча о талантах обычно понимается именно так. Между прочим, зря — она лишь о труде не доверять самому себе, своим неврозам и страхам.
В экономических отношениях христиан I-II веков, которые справедливо можно охарактеризовать как сочетание формального и неформального коммунизма, проблема «по способностям» предстаёт во всей пугающей сложности. Совершенно несомненно, что большинство средств уходило на помощь как раз тем, кто вообще ни на что не был способен. «Не был способен» по представлениям той эпохи. Сироты, старики, инвалиды и, особенно, вдовы. Иждивенцы! Они обычно и не входили в число «людей» и проходили под сокращениям «и домашние его». И пр.
«По способностям» получали немногие — «пророки». Апостол Павел, впрочем, благоразумно предпочитал жить за свой счёт, хотя подчёркивал, что он «право имеет», подобно остальным проповедникам, жить за счёт опроповедуемых. Несомненно, что тут дар пророчества и вообще дар слова отнюдь не ставится как-то очень высоко. Пророки и проповедники такие же паразиты и иждивенцы, как вдовы и инвалиды. Им надо платить не потому, что они делают нечто очень важное, а как раз потому, что ничего важного они не делают, но не помирать же им, пусть покушают.
Современный антиклерикализм, что любопытно, сохранил этот архаический взгляд на человека говорящего как на бесполезное, избыточное существо. Правда, наиболее ненужными считают в наши дни не священников, а адвокатов и вообще «крючкотворов», «законников». Иисус, конечно, обличал законников, но отнюдь не потому, что считал их труд ненужным, а потому считал их недостойными того труда, к которому они были призваны.
Главной же «способностью» во времена Иисуса была — ну конечно, способность властвовать! То, что сегодня считают способностями — творить, работать, изобретать, строить, учить — это считалось «технической работой», и «работа» была от слова «раб». Свободный человек этим не занимается, потому что свобода есть свобода властвовать. Руководить и направлять. Богоподобная такая свободочка — рулить рабами. Маркс вполне разделял эту психологию, как и его безумные последователи от Ленина и до наших дней, поэтому в их исполнении «от каждого по способностям и каждому по труду» означало создание касты номенклатуры, реализовывавшей одну способность: руководить. Всякие там королёвы и сахаровы — всего лишь руководимые. Брежнев и пр.
Впрочем, в капиталистической психологии тоже Эйнштейн — не слишком способный человек, даже прямо не очень способный чудак. Любой учёный, исследователь, изобретатель это лишь глина, из который настоящий творец — предприниматель — изготавливает нечто дельное. Инвестор всё, изобретатель ничто. Изобретателей много, инвесторов мало, и большинство изобретателей изобретают всякий вздор, который бы давно погубил человечество. Но, к счастью, есть мистер Твистер и др.
Так вот: у человека есть одна единственная специфически человеческая способность — быть человеком. Пользуются ею не все, и все пользуются ею не в полном объёме. Поэтому «от каждого по способностям» есть призыв защищать способность человека быть человеком, и тем сильнее защищать, чем более опасностей этой способности угрожает. Поэтому равенство людей есть всегда результат уравнивание слабых и сильных, умных и глупых — уравнивания сознательного, продуманного и прочувствованного, а не результат гильотинирования, селекции и прочих более-менее смертельных алгоритмов человекоуничтожения.