Антисемитизм бывает и не у антисемитов, как хромота бывает не только у хромых. Антисемитизм встречается даже у филосемитов. Это точно такой же феномен как гомофобия негомофобов.
Я долго — до середины 90-х, треть века — был гомофобным негомофобом. Я не был гомофобом просто потому, что у меня не было знакомых гомосексуалов и ЛГБТ вообще. Открытых. «Инстинктивно» я считал геев чем-то грязным, неопрятным и, пожалуй, нечистым в смысле заразным. Но я таких чувств не переживал ввиду отсутствия реальных гомосексуалов.
Первые открытые ЛГБТ появились на катехизации в начале 90-х, из движения «Сёстры». Я немного был в шоке. Так и первых чернокожих я увидел где-то около этого времени!
Ну а потом мелкой пташечкой... Погромы кафе «Хамелеон» рядом с нашим домом на Пресне совпали с погромами Армии Спасения и других «неправильных» верующих. Я сфокусировал внимание на проблеме, понял логику, культурно-исторический контекст, проверил теологический аспект и довольно быстро перестал быть гомофобом идейно. Потом ездил по Западу и как-то всё время попадал (Бог приводил) на парады ЛГБТ, от Амстердама до Майнца. Потом один мой крестный ребёнок вырос и совершил каминг-аут. Потом уже в журналистской среде познакомился с Машей Гессен и другими симпатичными, но нетрадиционными людьми, и перестал испытывать гомофобные «ощущения».
Наверное, я и сейчас в какие-то мгновения могу почувствовать что-то гомофобное, по привычке. Но я теперь уже понимаю, что «Путин — п...дор» недопустимо, потому что оскорбляет гомосексуалов, и не принимаю отговорки, что «п...дор» якобы о педофилах; в русском языке это абсолютно не так.
Думаю, я и по сей день могу ляпнуть что-нибудь гомофобное. Кто знает! Если такое случится и какой-нибудь гомосексуал мне скажет, что это нехорошо, я не буду ему перечислять моих друзей гомосексуалов и мою бурную деятельность в защиту ЛГБТ, а просто принесу извинения.
Так вот — когда я слышу от украинца, что он голосовал за Порошенко, хотя тот еврей, я морщусь. Это лёгкий, неотрефлектированный антисемитизм. Безобидный. Порошенко, кстати, ничуть не еврей (я его не упрекаю, не всем такое счастье). Я морщусь даже, если обо мне пишут «Кротов — еврей», потому что это абсолютно не так, я, как Марк Блок, абсолютно ассимилированный русский, и евреем я, как говорил Марк Блок, становлюсь только рядом с антисемитом. Или если украинцу при взгляде на Зеленского вспоминается «Йаакiв» Свердлов. Ну, бывает. Но — быть не должно! Особливо после Освенцима.
Да, антисемитские обмолвки это мелкий камешек. Иногда даже такой диссидентский камешек — если злодейства ленинистов ассоциировать с еврейством. Но камешки обладают неприятным свойством образовывать из себя лавины и сели, с которыми уже не справиться. Так что давайте выпалывать баобабы, пока они махонькие, и если один еврей говорит, что обиделся на «п.....й», не говорить, что «у меня много друзей евреев», «я не антисемит», «не надо выставлять всех украинцев антисемитами», путая личную шерсть с общественной, а просто сделать себе пометку — вот так говорить нельзя. Ну, за мир без национальностей и этничностей!
О чём говорить, если меня даже вполне интеллигентные люди недавно спросили, чем патриотизм отличается от нацизма, и очень удивились, что патриотизм или национализм французского типа — это о национальности по бумаге. Приехал человек во Францию, получил бумагу, что гражданин Франция, и у него национальность стала француз. А национализм начинается там, где идёт трёп про кровь, гены, землю, почву и прочу клёсовщину. Только бумага! Папир! И вся эта бумага истлеет, а человек остаётся, и чем раньше истлеет, тем лучше. И никаких «национальных идей», «национальных проектов» и т.п. Просто пространство и люди, демократия и права человека. Если будет прогресс — неплохо, но не самоцель, а вот мир — обязательно.\