Яков Кротов. Путешественник по времениЧитая Библию.

Незнание — счастье?

Стихотворение Слуцкого о счастье/несчастье в сети в количестве 500 экземпляров. Из них только в одном экземпляре правильно написано слово «спешит» — в остальных опечатка «спеши». Это означает, что люди, которые искренне в восторге от этого стихотворения, тем не менее, не читают его внимательно. Хороший образец незнания как счастья, о чём и говорит стихотворение.

Стихотворение не о счастье, стихотворение ровно наоборот — об отчаянии. Счастье — блаженство незнания, кто знает — несчастен. «Во многом знании много печали» — Екк 1:18. Ещё один пример верного неверного утверждения, может, даже более опасного, чем «премудрость отрока на спине его». У Заболоцкого есть и прямая вариация на эту фразу Екклесиаста, ещё более унылое, но намного ниже по красоте («Я разве только я? Я — только краткий миг // Чужих существований. Боже правый, // Зачем Ты создал мир, и милый и кровавый, // И дал мне ум, чтоб я его постиг!». А уж на фразу «вселенная шумит и просит красоты» хочется ответить словами Фаины Раневской: «Евреи не беспокоятся». Или анекдота: «Уже никто никуда не идёт». Вселенная славит Бога, а красоты просит тот, кто потерял свой кирпич.

Миф о том, что знание умножает печаль, — часть Божьего откровения. Миф о том, что знание умножает счастье, что все беды от невежества — часть человеческого суеверия. Да, с высоты знания многое лучше видно. Если стоять на Голгофе, то видишь крест, который не видно из Иерусалима. Поэтому Голгофа выше Храма — несчастье другого выше всего. Вселенная шумит и просит воскресенья. А люди идут по дороге и равнодушно фыркают: «Воскрешал других? А ну-ка, воскресись!»

Чего такого не знал Пилат, что осудил на смерть невинного? Всё он прекрасно знал. Но на Голгофе он стоял спиной к другому и видел Храм, стены Иерусалима, подымающиеся из-за них крыши дворцов и крепостей. Знание — гора, с которой хорошо видно всё вокруг, кроме того, к чему ты повёрнут спиной. А кто будет поворачиваться ко кресту? Хватит, что оттуда воняет, еще и пялиться...

Не знание и не невежество источник зла. Источник зла — зло. Вот так просто. Зло само себя пытается оправдать, подставив Бога, природу, человека. Человек не должен оправдывать зло, в том числе, указывая на невежество как на его причину. Человек не должен манипулировать злом и т.п. Наука не может доказать, что Бог есть, зато многие учёные пытаются доказать, что зла нет. А потом случается Освенцим, Хиросима или крымнаш или ещё что.

Чего такого не знали люди, что устроили и устраивают злодейства? Не надо ничего особого знать, чтобы не убить другого. Убивают не от знания, а от имитации знания, и не от невежества, а от имитации невежества. Делают вид, что не знают — на чужой смерти не построишь своего счастья. А потом — в лучшем случае — кончают с собой. В худшем начинают коллекционировать левые кроссовки, бороться с мигрантами, изучать имяславие и предаваться прочим бессмысленным эскапистским занятиям. В том числе, познанию вселенной. Которая начинает шуметь ещё и от возмущения людьми.

Познавать, конечно, надо. Но каждый, кто знает о себе, что он человек, знает совершенно достаточно, чтобы не делать зла другому и себе. Остаётся, как сказал апостол Павел, найти силы, чтобы этому следовать. Найти, поклониться в пояс, принести извинения и попросить помочь защитить других от себя. В общем, дело нехитрое!

И собственно Слуцкий:

Счастье — это круг. И человек
Медленно, как часовая стрелка,
Движется к концу, то есть к началу,
Движется по кругу, то есть в детство,
В розовую лысину младенца,
В резвую дошкольную проворность,
В доброту, весёлость, даже глупость.

А несчастье — это острый угол.
Часовая стрелка — стоп на месте!
А минутная — спешит сомкнуться,
Загоняя человека в угол.

Вместо поздней лысины несчастье
Выбирает ранние седины
И тихонько ковыряет дырки
В поясе — одну, другую,
Третью, ничего не ожидая,
Зная все.
Несчастье — это знанье.

 

См.: Знание. - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем