Несвобода порождает стресс, шок, избегание, смердяковщину, отчаяние, ресентимент и прочая. Как лечить этот букет болезней? Просто наплевать и забыть, начать с чистого листа?
Изнасилованной девочке можно посоветовать всё забыть и начать с чистого листа? Несправедливо осуждённому — забыть, не требовать компенсации? Евреям — не принимать у немцев денег? Эти деньги в 1950-е крепко помогли израильтянам встать на ноги.
Наплевать, забыть, не тратить время на суды — и сэкономишь время, заработаешь в сто раз больше за это время?
Вряд ли это реально. Может быть, один из тысячи сумеет так поступить. Собственно, именно так поступает любой мигрант — если, конечно, он мигрирует из бедной страны в богатую.
Но советовать миллионам — десяткам миллионов людей — наплевать и забыть, не самый нравственный и не самый действенный совет. Нравственно давать такие советы лишь самому себе, не другим. К тому же, они, может, и забыли бы, да им напомнят. Как в Москве напоминают объявления «сдам квартиру славянам».
Многие плюют и забывают — тогда одна травма сменяется другой. Идеалом остаётся всё-таки Мартин Кинг, который не обязан был помнить, который уже был из «поднявшихся», но совершенно сознательно пошёл на риск — как выяснилось, смертельный — объединения с теми, кто не прорвался, кто не «забыл». Наплевать и забыть означает, помимо прочего, порвать узы солидарности с теми, кто страдал вместе с тобой. Это не слишком хорошо. Устраивать контр-расизм, устраивать «союз взаимопомощи», клан? Другая крайность, это ведь не солидарность, а заединщина, вещи разные.
Видимо, есть какая-то золотая середина между амнезией и зацикленностью на травме. Эта золотая середина не родится, если молчать, тем более не родится, если ругать и цыкать. Она родится, если будет разговор, а не два монолога.