Буддистские коаны и античные апории — фуфло в сравнении с библейскими. Бог благословляет праведника, но праведник должен эти благословения отвергнуть. Бог тебе морковку с пряником, а ты раздай пряники и морковки, возьми крест и иди с Богом. Это и есть «нищие духом».
Это не вопрос веры, это вопрос щепетильности и самоуважения. Человек, который уважает себя за своё богатство, не уважает ни себя, ни своё богатство.
Сегодня вспомнил гданьскую женщину, которая была одним из лидеров «Солидарности», а после освобождения Польши работала, кажется, вагоновожатой. Ей предлагали идти депутатом, премии, то, сё — она считала неприличным что-либо получать за свою борьбу за свободу. Как наприлично, вернув потерянный кошелёк, принимать вознаграждение за возврат.
Ни в чём так не проявилась несвобода России, развращённость несвободой, как в энтузиазме, с которым в 1990-е годы занялись казнокрадством люди, считавшие себя либералами (не дисиденты, не демдвижители, не Новодворская или Ковалёв). На голубом глазу, без зазрения совести. Каждый что-то уцепил — кажется, кроме Гайдара. Так появились Высшая школа экономики, РГГУ и многое другое, якобы «передовое», «западное». А деньги-то токсичные кремлёвские, и стали они токсичными не в 2022, не в 2012, а в 1918. Эта токсичность не столько в том, что казнокрады были наказаны (не были, во всяком случае, не за казнокрадство), а в том, что интеллектуальные продукты всех этих заведений — с гнильцой... Или в лучшем случае — восковые яблоки.
В стране победившей морковки это очень хорошо понимают, поэтому Голливуд пачками изготавливает антиутопии, предостережения: бойтесь персонажей типа Трампа, которые хотят во имя свободы и величия закатать всех в асфальт, потому что на свободу им плевать, они морковке поклоняются. В Америке это самый привычный жанр, а в России я ни одного такого фильма не помню, потому что с Ленина мы в этом асфальте живём и считаем асфальтовую вселенную единственно возможной.