Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Конформизм творчества и конформизм бузотёрства

Чем жизнь без паники, без постоянной ворчбы на власть отличается от жизни конформистской? Вроде бы одинаково «вне политики», «делать своё дело»? Чем жизнь о.Александра Меня отличалась от жизни многих и многих? Чем нонконформизм творческий отличается от нон-конформизма бузотёрского?

Возможно, первый ответ такой: если у человека есть убеждения, если он не аполитичен, то у него горизонт шире, у него видение мира объёмнее. Он будет лучше профессионал чем тот, кто в свою специальность залез как в башню из слоновой кости. Ионыч от Ионы отличается, даже если оба молчат.

Аполитичность у приличного человека — маска, но маски обладают неприятным свойством быстро прирастать к лицу и становиться истинным лицом. Поэтому, как минимум, не осуждать тех, у кого политическая позиция есть и влияет на поведение. А ведь осуждают, граждане судьи! Вы не поверите, но осуждают...

Теоретически, идеи и убеждения, если они есть, должны определять все движения человека. Как он ходит, говорит, работает... Он может не говорить о свободе, но ведь видно же, что он — за свободу. Практически, это далеко не так.

Во-первых, эту «свободность» не так уж трудно имитировать, подделать. Именно этим занимаются предатели — не чтобы предать, а чтобы сохранить самоуважение. Какой-нибудь Павловский куда круче за свободу, чем Сахаров или Ковалёв.

Во-вторых, свободный внутренне человек стесняется того, что он свободен только внутренне. Конформист своего конформизма не стесняется, а свободный человек всегда считает себя недостаточно верным свободе.

Критерий, наверное, один. Конформист может даже больше говорить о свободе — но на кухне. Со «своими», с теми, кто не выдаст. Свободный человек говорит о свободе, возможно, намного меньше, но — с любым, с кем сочтёт нужным. Она мимолётная фраза, сказанная о.Александром Менем случайному знакомому, больше весила, чем тысяча разговоров на кухне каких-нибудь либеральных референтов ЦК КПСС. Человек живёт не количеством, а качеством, и не безопасностью, а рискованностью.

В тоталитарном государстве все деньги токсичные. Люди работают честно, но деньги проходят через государство и чернеют. В этом смысле, и укладчик рельсов, и президент академии наук одинаково люди подневольные. Но у большинства — у укладчиков рельс — конформизм пассивный, а у привилегированного меньшинства конформизм активный. Где проходит граница? По слову. Вот почему укладчик шпал — нормальная профессия, конформизм пассивный, а учитель — уже активный конформизм. Даже учитель физкультуры уже может быть обязан что-то говорить одобрительное о тоталитарных экзерсисах или как минимум использовать эзопов язык. Поэтому Ерофеев не пошёл путём Аверинцева, Котрелёва, Седаковой и других.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Яков Кротов сфотографировал в Оружейной палате

Внимание:
если кликнуть на картинку в самом верху страницы
со словами «Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном
оглавлении, которое служит
одновременно именным
и хронологическим
указателем.