Оглавление

Мир. Война и имя

Фильм «Ресторан без имени», 2022 год, режиссер Штефан Сарацин уже четвертый в ряду, который можно начать с «Кукушки» (2002, Алексей Рогожкин), затем «Визит оркестра» (2007, Эран Колирин), «Мандарины» (2013, Заза Урушадзе).

Все фильмы построены на одном сюжете: волей обстоятельств заклятые враги оказываются вынуждены быть вместе. Абхаз и грузин, бедуин и иудей, египтянин и израильтянин, финн и русский. Обстоятельства различаются (война в «Кукушке» и «Мандаринах»), мораль одна: все идеи — особенно национальная — ничто, обман граждан. Все люди скотины, им главное поесть, и вокруг еды (питья, лекарств) с них слетает всё наносное — убеждения, религиозные и патриотические идеи — и они кушают совместно, показывая, что такое мир и жизнь.

«Ресторан без имени» выделяется в этом ряду тем, что не только показывает животную сущность человека как единственно настоящее, но и на словах отрицает все слова. «Слово» в фильме обозначается как «имя» — причем, имя Божие. Но имя и есть слово, обозначающее живую личность, высший вид слова. В фильме иудей объясняет бедуину-мусульманину, египтянину, что Имя Божие нельзя произносить, поэтому восхвалять надо именно «Имя», «Шем» (с определенным артиклем — «Ха-Шем»). Бедуин вяло объясняет, что имен у Бога много. Интрига фильма в том, что бедуин помогает иудею (из США) добраться до иудейской общины, чтобы ту не прикрыли власти за малочисленностью. Но что случилось с общиной, зрителю не сообщают, это неважно, а важно, что бедуин и иудей организуют в пустыне процветающий ресторан «Без Имени», где бок о бок пируют мусульмане, иудеи, христиане, не обращая внимания на религиозные предписания относительно еды.

В позднюю античность был такой богословский термин «аномеи» — «безымянцы», так ругали людей, которые считали нежелательным рассуждения о Боге, считая эти рассуждения пустым спором о словах. Сегодня, наверное, сказали бы «агностицизм» — не вообще «не могу знать», а «не могу выразить через слово, не могу дать имя». В «Кукушке» та же мысль выражена тем, что плоду мирного сожительства дают имя «Пшёлты», да и главная героиня объясняет, почему свое настоящее имя никому не сообщит. Знаешь имя, владеешь носителем имени. Убогая и неверная философия доминирования.

Слабое место такой позиции не только в том, что она отрицает способность человека к общению через слова (имена). Эта позиция вовсе не способствует миру, вот в чем засада. Не будет никакого процветающего ресторана в пустыне. Нет и не будет, и не потому, что название неудачное, а потому что логистика не позволит. Война — будет, потому что война есть не результат богословских споров, неудачно произнесенных слов и т.п. Война есть итог неумения общаться, попыток обойтись без слов. «Молчи, за умного сойдешь» — это отражение «мол, ешь, и не будете ссориться». Будут! Именно потому, что молчание для человека есть состояние болезненное. Мы не коровы, не макаки мы. Рожденный говорить может молчать, но ему будет от этого плохо, и окружающим будет плохо. Нужно очень много говорить, очень много слушать, быть гением общения, чтобы научиться молчать по-настоящему, а не потому, что рот занят пережевыванием пищи.

См. еда

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.