Разобщённость как оружие номенклатуры: посредники — киллеры социальности
Номенклатурократия поощряет не лояльность вообще, — поголовная лояльность это почти немыслимая задача. Номенклатура довольствуется развитием института и психологии посредников. Не всё население должно целовать барину ручку. Пусть от каждой группы будет посредник, который ежедневно будет публично целовать барину ручку. От иудеев — иудей, который один будет жертвовать собой, принимая участие в постыдных государственных мероприятиях. От буддистов — буддист, от филателистов — филателист. Православных много — от них и много должно быть целовальников, каждый священник в той или иной степени целует кремлёвскую ручку.
Бывает демократия по куриям — когда избирают представителей не по географическому признаку, а по сословному. Не лучшая демократия, но всё-таки демократия — ведь избиратели воплощают свою волю в том, кого выбрали.
Деспотизм же создаёт анти-солидарность. Представители православных, пятидесятников, буддистов в Кремле как раз не воплощают волю тех, кого представляют. Они посредники, укрепляющие не единство пославших их, а отчуждение. Козлы отпущения. Шабес-гои — евреи кое-где нанимали неевреев делать какие-то дела вместо себя в субботу. Идеальный шабес-гой — «хороший секретарь парткома», который защищает свою паству от жестокости вышестоящих партийных органов, произносит верноподданнические речи, имитирует перед властями суровость и идейность, а тем, кто под ним, даёт свободу жить, как они хотят.
Тактически это неплохой ход. Один целуют барину ручку, другие имеют свободу не целовать. Один кадит сатане, зато другие не кадят сатане, а кадят Богу.
Стратегически, однако, ложь развращает — не «имеет тенденцию развращать», как сказал о власти Эктон, а просто развращает, очень быстро и основательно. Если человек доверил лгать другому, чтобы самому жить по-правде, то он вступает в пространство нравственной коррозии, которая разъест его правду, и очень быстро разъест. Принятый им принцип будет разъедать его душу, и очень скоро он превратится в рыхлую груду эмоций, которые плохо связаны друг с другом, и каждая оправдывает себя тем, что она — это она, а за другие не отвечает, они сами по себе, они лишь её посредники в сношениях с опасных и вредным миром, нечто вроде клешней-манипуляторов у робота.