"Отче наш". Дать дорогу Царству Божию
«Да приидет Царствие Твое» вовсе не есть призывание скорейшего конца света. Ведь Евангелие есть благая весть о том, что Царство Божие уже приблизилось, оно уже внутри людей наступило, совершенно реальным образом. Оно оказалось не разрушением, а, прежде всего — творчеством нового внутри старого. Возможностью жить свободно внутри рабского мира. Возможностью любить внутри мира ненависти. Каждое произнесение слов «да будет Царство Твоё» есть отречение от того царства, которое каждый созидает сам — царства, в котором царствует «я», ожесточённое, надменное, желающие видеть всех окружающих своими рабами.
Полезно помнить, что Иисус говорил не «царство» («государство»), а «царствование» — невидимо Бог возвращается править миром — но лишь через людей, изнутри людей, а не так, как правит миром сатана. Конечно, правление греха основана и на том, что люди внутренне поклоняются злу и прибегают ко злу. Но зло, в отличие от Бога, не доверяет людям и спешит закрепить их служение себе внешними средствами, чтобы человек потерял дорогу к покаянию, потерял свободу измениться.
Бог внешними средствами не пользуется, Он безгранично нежен к человеку. Сами люди пытаются внешними средствами подкрепить свой внутренний порыв к добру — особым языком молитв, постами, вообще всем тем, что именуется «набожностью». Это так и должно делать, только надо помнить, что это — человеческое, а не Божие, и цена этому не так велика. Сказано именно «да пpиидет Цаpство Твое как на небе, так и на земле», но не сказано: «Дай нам устpоить на земле, как Ты устpоился на небе». Пpишествие Цаpства Божия в миp — не пеpеустpойство и не усовеpшенствование миpа, как въезд машины в витpину магазина — не пеpеустpойство и не усовеpшенствование магазина.
Польза от активности не так велика, как нам бы хотелось по слабости — чтобы свет сиял без нас, а мы отдыхали. Нет, свет Царства Божия, Царства Христова напоминает фонарики с динамо внутри — те, у которых нужно постоянно нажимать рукоятку, чтобы лампочка горела. Но мы и не бурлаки, которые тянут и тянут баржу с Богом. «Да приидет» - это когда всё сделано, всё нажато, и осталась самая малость – вовремя отойти в сторону и пропустить Царство Божие вперёд себя.