Ранее: Гомосексуальность или инцест: что запрещает книга Левит.
Шона Долански (Университет Карлтон в Оттаве, религиовед, иудейка) выдвинула интересное объяснение тому, почему в Израиле были запрещены гомосексуальные отношения. Хорошо известно, что секс в архаическую эпоху был прежде всего проявлением власти (обладания). Поэтому чётко различались мужчина и женщина: мужчина овладевал женщиной как воин крепостью. Мужчина одерживал победу, проявляя своё превосходство над женщиной. Как крепость — помощник воина, так женщина — помощник мужчины. Есть мужчины, которые считают это равенством.
Принципиальным в гомосексуальных отношениях (и не только в них, но и в гетеросексуальных) оказывалось соотношение социальных статусов партнёров. «Он был титулярный советник, она генеральская дочь» — это сексуальное извращение, генеральская дочь не может спать ни с кем ниже полковника.
Лучшим способом опозорить ненавистного императора оказывался слух, будто император исполняет роль женщины для своего раба. Если же император, напротив, в качестве победителя-самца насилует раба или военнопленного, — это нормально. Именно такова функция однополого секса в тюрьмах и в армии тоталитарного типа: это не секс, а демонстрация своего положения альфа-самца и «опускание» другого. При этом «опущенный» оказывается нечистым, а «опустивший» — ничуть не нечист, ходит гоголем.
Тонкость же в том, что в древнем Израиле все мужчины (мужчины!) считались равными друг другу. Это была новация: «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца» (Лев. 24, 22). Даже установление монархии не изменило этой концепции — теоретически. Этим, кстати, евреи абсолютно совпадали и совпадают с арабами и отличаются от многих других народов древности и современности. Прежде всего, конечно, от египтян. Соответственно, возвышение себя над другим через изнасилование этого другого оказывается под запретом, — с сексом это не связано, это напоминание о равенстве. К собственно однополой любви, разумеется, этот запрет никакого отношения не имел.