«Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских» (Ио, 3, 1).
Историки тоже люди, отсюда постоянные попытки отождествить разных людей с одинаковыми именами лишь на том основании, что они жили примерно в одно и то же время. Большой соблазн, которому нужно сопротивляться. Тем не менее, допустимо — со всеми оговорками — посмотреть, к примеру, какие были известные евреи Никодимы в эпоху Иисуса, чтобы попытаться восстановить контекст разговора. Евангелисту важно, что Никодим был человеком богатым и влиятельным (собственно, в древнем Израиле, как и в современной России, как и во всех примитивных обществах, деньги и власть совпадают). Так вот был такой легендарный Накдимон бен Горион, упоминаемый в Талмуде и Мидраше. Легендарного в нём было сочетание богатства и доброты. Огромный сад, огромное богатство, мог десять лет кормить весь Иерусалим. Таких богачей в городе было всего трое.
По преданию, он остановил молитвой солнце, как это сделали Моисей и Навин, чтобы, во-первых, напоить водой паломников в Иерусалим, а во-вторых, посрамить при этом язычника-грека, распоряжавшегося водой. Спор с греком шёл о времени, — Никодим одолжил воду и обязался возместить расход до определённого срока, вымолил у Бога дождь, который наполнил греку цистерны, но дождь шёл из таких плотных облаков, что грек заявил, будто уже наступил вечер, день кончился. Вот тогда Никодим и разогнал облака молитвой. Конечно, это не совсем то, что остановить Солнце, но зато какую чудную молитву он при этом сказал: «Владыка мира! Тебе известно, что я это сделал не для моей славы и не для славы дома отца моего, а для славы Твоей, дабы была вода для паломников!»
Образ истины как воды от Бога, льющейся прямо через Иисуса, образы паломничества и чуда красной нитью проходит именно через Евангелие от Иоанна. Так что контекст беседы мог быть для первых читателей очень определённым: Никодим вновь просит воду, словно самарянка, и получает её. То есть, просит-то Никодим Духа Божия, но в Евангелии от Иоанна Дух и вода неразлучны, и сразу после беседы с Никодимом рассказывается о том, как Иисус крестил — в воде. Это единственное сообщение о том, что Иисус крестил. Да и в самой беседе образ родов — ну как отделить роды от воды. Человек рождается, выплывая. Так и противопоставление земного и небесного (Ио. 3, 15) отдаётся, резонирует с противопоставлением земли и воды. Что есть небо как не вода вверху, голубой океан над головами? Но, может, самая яркая аллюзия на воду — когда Иисус сравнивает себя с медным змеем в пустыне. Пустыня — место без воды, спасение — спасение из пустыни — есть обретение воды.