«Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» (Мф. 17, 20).
Из сказанного Иисусом следует, что апостолы бывали неверующими, причём они сами не замечали этого. А замечать стоит. Бродский, ссылаясь на Лихтенберга, говорил: «Одно дело, когда веришь в Бога, а другое дело — когда веришь в Него опять». То есть когда приходишь к Богу после опыта неверия, то это совсем другая история, другая вера (Разговоры с Волковым, с. 29). Не обязательно переживать опыт безверия. Достаточно греха. Покаяние и есть вера в Бога опять, вера после неверия.
Почему же верующие не передвигают горы? Рады бы, да экология не велит. Иисус сказал, что для верующего нет ничего невозможного, а что не все возможное — для верующих, это можно и без Него догадаться.
Чтобы сдвинуть гору, нужно увидеть гору. Проблема в том, что единственная гора, которую действительно есть смысл двигать — та, на которой сидит мое жирное, тупое, самодовольное «я». Собственно, моя гордыня и есть эта гора. Дурак на горе. Дурак-гора. И все вокруг лиллипуты. Кошмар в том, что «сей род» слепоты даже молитвой не изгоняется. Ведь часто личная гордыня — лишь часть коллективной. Другими словами, у Карла, к примеру, Великого были какие-то свои личные ослепления — по женской части, то-сё — но самые главные свои грехи он все-таки совершил как «человек своего времени». Не случайно же истребление германцев еще Лорц в 1926 году в семинарском учебнике оправдывал (для Лорца «своё время» в этом смысле длилось, когда на дворе было уже совсем другое, более милое тысячелетье). И когда думаешь о том, что ты можешь стать добрее, набожнее, но не можешь через что-то перепрыгнуть — потому что сидишь в этом, дышишь этим, как Карл дышал насилием — то ясно, что остаётся лишь молиться. Потому что, если не молиться, а махнуть рукой, то эта гора и через тысячу лет останется на месте, только вонять будет больше (гора-то ведь не каменная, мягко говоря).
Христиане делятся на тех, у кого есть право двигать гору, но нет возможности, и тех, у кого есть возможность двинуть гору, но нет права — ибо нельзя сдвинуть гору, не повредив человеку. Да и сам Иисус в Лк 23, 30 описал случай, когда люди действительно будут пытаться двинуть гору: им будет так плохо, что будут просить скалу обрушиться на собственную голову. Призывать сдвинуть гору — отличный способ укрепить веру, избавить от страха, но кто укрепился и избавился, должен не гору двигать, а себя.