Невротизм не святость, хотя святость иногда похожа не невротизм. Бога можно назвать невротиком — ишь, стал зачем-то мир создавать, я бы на Его Месте пальцем о палец не ударил бы... Бог ненормальный, человечность патология, — всё это такие же фигуры речи как называние Бога отцом. Фигуры речи зависят от фигурантов речи. Если говорить с невротиком, то лучше подчёркивать нормальность Бога, если говорить с вяленой воблушкой, почему и не назвать Бога невротиком.
Ненормальность нормальна только как производное от нормальности, никогда не наоборот. Можно назвать Бога невротиком, но только потому, что Бог вовсе не невротик. Юродивые были святыми, потому что не были теми, за кого себя выдавали. Творить, пророчествовать, молиться, на самом деле норма, а вовсе не невроз.
Есть, правда, одна сфера, где невротизм неуместен во всех ситуациях — покаяние. Чтобы покаяться, надо как минимум не иметь комплекса неполноценности. Чёрным по чёрному ничего не прочесть.
Почему друзья Иова не были настоящими друзьями Иова? Они предлагали Иову покаяться, хотя тот не был ни в чём виноват. Настоящий друг может обличить друга — но в настоящем грехе. Вся интрига книги Иова именно в том, что он — не виноват. Иов — не невротик, он здравомыслящий, уравновешенный человек, можно даже сказать, мещанин, оплот реализма, поэтому он не кается. Мещанство само по себе не грех, а социальный статус, мещанином может быть и святой, и мещане должны быть святыми, но не ценой превращения в богемных невротиков.
Зато если уж мещанин кается, то это стоит всех слезинок ребёнка. Значит, всё взвесил, всё прочувствовал, просчитал и обличил себя. Апостол Павел — недурной пример мещанина в христианстве. Если бы Павел был невротиком, грош цена его откровениям-наставлениям. Поэтому, когда Ренан писал, что апостолам от скорби почудилось, что они видели воскресшего Иисуса, это было не столько ненаучно (хотя ненаучно), сколько глупо. Всё, что мы знаем об апостолах, рисует их бесчувственными чурбанами, на истерические видения абсолютно неспособными. То же можно сказать о большинстве мистиков, о Исайе, Илии и прочих. Зато уж если такие люди что-то вдруг увидели, так это дорогого стоит.
У здоровенного лба и покаяние здоровенное — проламывающее стену самоуверенности, важности. Бердяев как-то, озверев от окружающего ханжества, написал, что идиоты и слабоумные войдут в Царство Небесное, но всё-таки создано оно не для идиотов и слабоумных. Невротики войдут в Царство Небесное, но создано Царство Небесное для исцеления невротиков и преображения поросей в карасей, буржуа в святых и офисного планктона — тоже.