Книга Якова Кротова. Религия.

Религиоведение между наивным монотеизмом и циничным агностицизмом

Определить религию означает определить Бога. Определение Бога всегда была самой сутью религии. Согласия между верующими никогда не было, всегда было множество определений Бога, божеств, божественности.

Правда, к XVIII веку на очень маленьком участке планеты — в Западной Европе — сложилась довольно провинциальная психология. За полторы тысячи лет государственного христианства люди привыкли, что есть лишь одно-единственное определение Бога — единственного, единого, Творца вселенной. Экспансия европейцев в другие региона взорвала эту наивность, и этот взрыв по сей день используется некоторыми наивными историками религии, которые говорят: «Поскольку определений Бога много, мы должны отказаться от определения религии».

Аналогичный процесс шёл в сфере брака. Всё было просто: жена есть жена, женщина, с который обвенчали в церкви. А есть проститутки и шлюхи. Если есть дети не от жены, то это не дети, а vyblyadok'и, незаконнорожденные, не имеющие гражданских прав нормальных детей нормальных людей.

Гражданский брак взорвал и эту наивность. Нет больше различия между проституткой, женой, любовницей, соседкой. Даже пол жены не имеет значения, и гендер тоже ничего не решает, потому что с утра он может быть один, к вечеру поменяться, а ночь человек объявит себя стоящим вне гендера, пола и секса.

Означает ли это, что «брак» и в самом деле фикция, культурная условность, что надо отказаться от попыток определения брака? Именно отказаться, не делать вид, что идёт расширение представлений о браке. Такой вид часто делают те историки, которые не по аналогии, а буквально называют религиозным явлением любое поведение, любой дискурс, в котором можно усмотреть идолопоклонство.

Ребёнку нравятся мультфильмы? Следовательно, есть мульт-религия, мы должны изучать её. Анимизма нет, а анимэизм есть. Кулинарианство, туристичество, поклонение человеку-пауку и собственному эго, — наконец-то религиозное разнообразие стало бесконечным.

Это, конечно, аналогия. Так и пристрастие человека к онанизму является браком только по аналогии. Мысль только по аналогии можно назвать молитвой, и размышление — не молитва, хотя молитва может включать в себя размышление. Да, есть религии без представления о Боге как Творце или Троице, но логически ошибочно делать из этого вывод, что нельзя дать определения религии или что нужно определять религию исключительно как разновидность развлечения, спорта, массажа, интеллектуальной игры или, напротив, эмоционального усилия, истерики.

Более того. Авторы — их уже трудно назвать учёными, исследователями, и это как возмездие за то, что они не хотят называть религию религией — авторы, которые сперва бесконечно расширяют понятие религии, включая в него любовь к трём апельсинам, сразу же идут на подлог, выкидывая из религии монотеизм, отказываясь считать религией всё, что связано с верой в Бога. Бог отправляется в психиатрическую лечебницу. Нормально иметь религию, центром которой является герой нового сериала, ненормально считать религией отношения с Творцом вселенной. Кто думает, что у него такие отношения, попросту психопат, надо стремиться к тому, чтобы такие люди и были окружены заботой, которой окружены невменяемые персонажи. Мне понравилась погода, я наслаждаюсь пивом, — это религия, а кто на колени бухается, это просто невротик. Так на место откровенного наивного монотеизма приходит циничный атеизм в маске «религиоведения».

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем