«Яков

Оглавление

Иона. Голубь.

Голубчики!...

«Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39). 

Как «голубь» по-еврейски? Правильно, «иона». В России захирела вполне респектабельная европейская традиция давать литературным персонажам говорящие имена. Поэтому «Недоросль» воспринимается немножко с изумлением — ну что это такое, «Простаковы», зачем же так в лоб! Поэтому и «Повелитель колец» лучше переводить, не пытаясь передать смысл имён.

Тем не менее, Библия, конечно, вовсю пользуется говорящими именами. Иногда это «народная этимология», когда непонятное имя («Моисей» — это ведь египетское имя) пытаются объяснить, подыскивая фонемы в родном языке. Часто — начиная с Адама и Евы — это прямолинейные ярлыки. Земля посмотрела на Жизнь и... Можно долго спорить о том, как переводить «суета сует», но бесспорно, что «суета» на еврейском ровно то самое слово, которое имя Авеля. В этом смысл грустной шутки Жизни («Евы») — мол, ребёночек долго не проживёт, слишком хорошенький...

«Иона», конечно, это абсолютно сознательная отсылка к рассказу о потопе. Своего рода кино наоборот, контрамоция. Потоп с точки зрения Арарата. Перевёрнутый мир.

Плавающие не хотят никуда причаливать, они хотят плыть. Они выпускают Голубя — выбрасывают Иону за борт — чтобы он им не мешал.

Голубь и сам не хочет летать — в нужную точку его доставляет чудо-юдо рыба-кит.

Голубь ненавидит быть голубем, он совершенно не хочет никого спасать, он ворчит и пузырится.

В общем, по всем параметрам, сюжет куда более реалистический (в смысле психологии миротворца), чем рассказ о потопе.

Вишенка на торте, как всегда — Иисус на кресте, Голубь мира на вертеле. Иисус Сам и сравнил себя с Голубем-Ионой: мол, тот три дня в животе кита, Я три дня в животе горы. Увидеть в холме Левиафана — очень яркая поэзия. Невысокие горы Израиля, действительно, похожи на широкие спины морских исполинов.

Дело за малым: понять, что Голубь в руках и Голубь в небе — один и тот же Голубь. Жизнь не потоп, где будешь плохо жить — умрёшь. Жизнь — это Бог умер и воскрес, поэтому можешь сегодня начинать воскресать. А умереть? А умереть всегда успеем!

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем