«И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его» (Мк 3:2).
Три подряд глагола — вот это ритм! Два из трёх стали для русских родными: «исцелить» — от корня «терапевтизировать», а «обвинить» смешнее — «категоризировать». Подвести под статью, подвести под категорию.
Марк исходит из того, что «наблюдатели» были уверены в двух вещах: Иисус добрый, пожалеет бедолагу, Иисус наглый, наплюёт на заповедь.
Лука крайне неудачно определяет наблюдателей как «книжников и фарисеев» — неудачно, потому что все не книжники и не фарисеи сразу чувствуют себя свободными.
Матфей эту часть фразы не трогает, но вносит другую, тоже не очень удачную, правку: не Иисус спрашивает наблюдателей, а наблюдатели спрашивают. Появляется привкус провокации. Не спросили бы — не исцелял бы.
Марк, безусловно, талантливый писатель — лаконичный и целеустремлённый. Он создаёт напряжение, «саспенс», загадку. Удивить, чтобы пробудить желание понять и предвкушение развязки.
Читатель становится участником, активным наблюдателем, наблюдателем за наблюдателями. Искалеченная рука это материальное, это важно лишь для калеки. Искалеченная психика — важно для каждого. Искалеченная рука не причинит вреда окружающим, искалеченная психика — увы. Она убила Иисуса, она продолжает убивать и в наши дни.
Спасение от смерти? Да никто и не мечтает спастись от смерти. От наблюдателей бы спастись, от тех, кто взвалил на себя тяжёлый труд борьбы с человеческой глупостью и легкомыслием — так эти наблюдатели «категоризируют» Божие в людях.
Квантовая наша жизнь: наблюдатель за человеком никогда не бывает сторонним, сам факт наблюдения меняет, и очень резко меняет жизнь того, за кем наблюдают. Потому что наблюдение — процесс властный, монологический, отчуждающий от того, за кем наблюдают. Поэтому, возможно, многие люди не любят, когда их фотографируют — преступников ведь фотографируют, когда помещают в тюрьму. Но Бог пришёл в мир, чтобы за Ним наблюдали, чтобы Его фотографировали, чтобы Его отправили в тюрьму и дальше. Марк ведь тоже наблюдает за Иисусом — только не для того, чтобы «категоризировать» Иисуса, а чтобы принять от Иисуса «терапевтизирование», чтобы из наблюдателя жизни стать частью жизни и, более того, жизнью. Пройти обратно путь, который каждый проходит от рождения до старости — стать частицей вечной жизни здесь, и самой вечной жизнью Там.