«Яков

Оглавление

Чёрный ход

«Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего» (Мф 24:43).

Часто поражаются тому, как можно святого сравнить с мошенником (в притче о «благоразумном» управителе), но вот эта притча — Бог как грабитель, который вламывается в дом — куда поразительнее. Извините, «господ» для верующих нету. Есть Господин или, если угодно традиционнее, Господь. Все принадлежит ему.

Иисус не ввязывается в эти тонкости, Он обращается к тому, как человек воспринимает ситуацию, а не к тому, как оно есть на самом деле. Человек проходит — как хозяин, вот и разговор с ним как с хозяином. Христос не только «стоит и стучит», Он еще и вламывается, чтобы похитить самое ценное, что есть в доме — то есть, хозяина дома, человека. Кража со взломом — вот что такое «обращение», «благодать» и т.п. Бог взламывает человека.

Как ни загораживается человек имуществом, интеллектом, чувствами, а остаётся внутри нас какой-то чёрный ход, по которому в любой момент — опаньки, и из неверующего вышел верующий. Как создатель компьютерной программы иногда оставляет в ней «чёрный ход», несколько строчек кода, благодаря которым в любой момент может войти в неё и после того, как программа уже закодирована новыми пользователями — так и Бог в любой момент может вломиться в человека, даже если тот обвешался всевозможными щитами и защитами.

Единственное, что может утешить особо нервных, это то, что человек отвечает Богу тем же. К Богу тоже ведёт «чёрный ход». Только это не какие-то оккультные благоглупости — они-то как раз и не парадный ход, и не чёрный, а просто околесица и садово-парковый лабиринт, к дому отношения не имеющий. Можно к Богу идти через обряды, иконы, интеллектуальные изыскания. А можно вломиться напрямую. Это и называется мистикой.

На самом деле, в этом «чёрном ходе» человек и Бог обычно сталкиваются где-то посередине. Поэтому рационально рассудить, что «сперва» — наш интерес к Богу или интерес Бога к нам — совершенно невозможно. Кажется, что первый человек — но это потому, что Бог, в отличие от человека, ничем не защищён от посягательств, беззащитен, раскрыт. Однако, если человек действительно полагает, что он — первый, то выходит обычный ханжа и фарисей, и чёрный ход обращается в чёрную непроходимость.

См.: Другие евангельские притчи со схожим сюжетом. - Обращение. - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.