«Яков

Оглавление

Рай.

В защиту 99 овец

Притча о сотой овце — о Боге, который ищет грешника, или о человеке, который ищет Бога, как купец ищет прибыли? Одна деталь решительно говорит за первое понимание. Убежавшая овца — в опасности, в отличие от жемчужины, которая зарыта в землю. В опасности, которую она сама не сознаёт, иначе бы не убежала. Матфей подчёркивает опасность, добавляя слово «в горы», Лука — добавляя слово «в пустыню».

Фома вместо этого прибавляет про то, что овца самая толстая — это, конечно, уводит мысль совсем в другую сторону. Другое добавление (видимо, добавление) Фомы — про «Я люблю тебя больше, чем 99» — удачнее. Но что убеждавшей овце грозит опасность, это и у Фомы есть, потому что это обстоятельство зашито в сам образ.

Почему убегает человек из рая? (99 овец, конечно, в раю, поэтому о них можно не беспокоиться). Потому что самый умный, энергичный, ищет новых путей? Да откуда ж он знает, что там пути? Там беспутство! Ах, мы рублёвскую троицу создали! Но кто сказал, что в раю не создал бы Рублёв «Троицу» и много лучше «Троицы»? Что не создано?

В раю продолжается жизнь, и жизнь вечная, сочная, творческая. Мы косимся на рай и рассуждаем о нём как бездомный о жизни буржуа: ишь, жиром заплыли... Да они разные! Это бездомный пухнет от нездоровой пищи и, главное, от алкоголя.

Может, человеку нужен риск? Тем более в рай! То, что мы тут считаем риском — не риск, а произвол и бардак. Вот в вечной жизни будет такой риск, что любое хождение по проволоке покажется лежанием на пляже. Разве упасть это риск! Положить неверно мазок на портрете — вот риск! Не умрёшь, но ведь досадно же и времени жалко. Думаете, о зря потраченном временном жалеют лишь в мире временном? Да нет, только в оправе вечности ценят время по-настоящему, не потому что могут не успеть, а потому что спешат бессмертно жить.

Если кто и рискует, так Тот, Кто спешит за сотой овцой. Точнее, даже и не рискует — идёт на верную смерть. Не просто не надо разбирать того, чего не сумеешь собрать — не надо рисковать, если за риск платишь не ты, а другой. Всё же остальное есть стадность, когда на грабли наступаешь ты, а по лбу достаётся другому. Подставляешь! А 99 овец — не стадо, они каждая сама идёт туда, куда верит, что это её, а не туда, куда ведёт неверие, что твоё это твоё.

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем