«Яков

Оглавление

Аскетика.

Время как почва вечности

«Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним» (2 Кор 12:1).

Кто делил текст на главы, эту фразу сделал началом главы.

Это подход поверхностный, механический: вот до этого Павел говорил о том, как его гнали, политика, а тут начинается мистика.

Это как если разрубить пополам капитанскую дочку. Капитан это о море, дочка о феминизме.

Павел хочет выбить из читателя дурь и для этого тормошит: то мордой о стол, то за вихры к потолку. Глаголы тут важнее существительных. Вниз: на верёвке из окна. Вверх: ангелами на третье небо.

Уже в древности этот текст апостола сделали за литургией предисловием к притче Иисуса о сеятеле (Лк 8:5-15), и сделавший это обладал поэтическим чутьём, ориентировался не на содержание, а на образы. Ведь в притче о сеятеле те же два движения сменяют друг друга. Вниз: крестьянин бросает зерно. Вверх — зерно выкидывает из себя колос.

Любое искушение прежде всего укладывает нас на лопатки. Ничего не делать, замереть. Меня нет, я ничего не могу. Невиноватая я, меня так бросило — зерно на камне, в болоте, в пустыне. Не мы такие, среды такие.

Это правда, и это неправда. Правда, что Сеятель бросает семена всюду. Неправда, что это искушение. Искушение — не Сеятель бросает, а прямо наоборот. Зло не бросает, а притягивает, оно снизу, а не сверху, оно утаскивает к себе. А Сеятель бросает нам спасательный круг. Сеятель бросает Самого Себя. Своего Сына. И это не мы, это Его Сын, Его Слово воплощённое погибло на каменистой Голгофе. Вот — «не введи нас во искушение». Мы опускаемся — но если Бог сопровождает нас, то искушение превращается в посев, в нечто, что рвётся вверх.

Сильными не рождаются, рождаются слабыми. Есть у нас дом, мы опускаемся в болото мещанства. Нет у нас дома, мы опускается в болото нищеты. Можем и с домом спиться. Нет жены, погружаемся на дно. Есть жена, тоже погружаемся на дно, но уже по другим причинам. Было бы дно, а повод опуститься на него мы найдём. Пусть дождь — мы найдём такое место, где будет мучиться от жажды и засухи. На это сил хватит. Мы сами себе среда, да такая среда, что сатане тут делать почти нечего.

Но где бы ни были, Бог рядом. Бог рядом с теми, кто сдался и кто агрессивен, рядом с молодожёнами и рядом с брюзгливыми стариками, рядом с теми, кому мешает ум, и рядом с теми, кому помогает глупость. С любым из нас, в любое мгновение нашей жизни есть не только сила тяготения вниз, ко греху, но есть и сила сошествия Духа Божия, к грешнику.

Бог бросает себя в нашу жизнь, зная, что тут Его ждёт смерть от нашего равнодушия, злости, сомнений. Его Слово умирает — и Его Слово поднимается. Вот наша душа умирает — и не поднимается, потому что ей не за что зацепиться. Зато есть за Кого.

Без Бога вниз — грех отчаяния, вверх — грех гордыни. С Богом вниз — любовь, вверх — тоже любовь.

Когда мы любим, когда нам кажется, что наша жизнь и без Бога летит, лучше вспомнить Бога, зацепиться за Него в день свадьбы и на следующий день, и ещё на следующий, потому что свадьба пройдёт, шампанское выдохнется, а Бог останется и заменит и свадьбу, и шампанское. Зацепимся, и Он будет с нами и в момент отчаяния, ненависти. Мы будем висеть у Него в корзине, мы будем спускаться всё ниже, но не ко греху, а к избавлению, к спасению, чтобы потом взмыть в небеса.

Эта жизнь, её радости, наслаждения, приключения даны не для того, чтобы мы застыли в них как в формалине, а чтобы мы все свои радости и удачи собрали, чтобы они питали зерно Бога, упавшее в нашу жизнь, чтобы они согревали зерно Христово, чтобы они поили зерно вечности. Не надо бояться, что земных радостей станет меньше, их и так и так станет меньше, но если они будут средой для Бога, то наша жизнь не истлеет, а перейдёт в зерно и через зерно возродится к жизни без смерти.

[По проповеди в воскресенье 27 октября 2019 года]

 

См.: Притча о сеятеле - . История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем