При многих различиях, христианская и средневековая традиции совпадали (об этом хорошо написал в своей монографии 1995 года Боярин) в ощущении несовместимости образованности, начитанности с... С сексом? С браком? С семьёй? В христианстве эта несовместимость вела к монашеству и целибату, в иудаизме — к ранним бракам с последующим оставлением жены на многие годы (якобы по её же просьбе — Боярин довольно жёстко характеризует такие уловки).
При этом надо понимать, что это не было явление мужской культуры. Просто рупор был у мужчин, а у женщин точно такое же отношение остаётся в глубине — если культура репрессивно-патриархальная.
Современные социологи абсолютно уверенно утверждают, что рождаемость зависит прежде всего от уровня образованности, и зависимость обратно пропорциональна. Поэтому во время войн, многолетних пандемий, катастроф рождаемость резко растёт. Как в сегодняшней России поползла вверх многодетность, и это признак большого неблагополучия. Дети тут пенсионный фонд, альтернатива социуму. В деторождение впадают как возвращаются в какую-то предшествующую стадию эволюции, как некоторые организмы переходят от двудомного размножения к спорам. Когда же жизнь нормальная, то и мужчина, и женщина предпочитают познание размножению. Скопцы ради коммуникации.
Познание есть лишь один из псевдонимов коммуникации, общения.
Что же, прогресс ведёт к вымиранию? Возможно, если прогресс неравномерен. Римская империя была великое коммуникационное явление, но покоилась на чудовищном перепаде статусов. Сегодня перепад немногим меньше, только он лучше замаскирован. Капица как физик задавался вопросом, возможно ли развитие, если перепадов не будет. Для физика нормальный вопрос: если налицо равномерное распределение температуры и других параметров, то налицо отсутствие присутствия чего бы то ни было. Морг. Для гуманиста, для гуманитария нормальный вопрос: если налицо неравенство людей, то это путь в пропасть. Неравенство внешнее, неравенство насильственное, неравенство, блокирующее разнообразие людей и вносящее сильнейшие искажения в основы человеческого взаимодействия, как в конкуренцию, так и в сотрудничество.