«Яков

Оглавление

Долг бессмертия

У Бернарда Шоу есть довольно едкая сатира против ахиллесовой пяты доброты. От прощения долгов выигрывают те, у кого есть долги.

Кредитное рабство — пренеприятная штука. Как не мечтать взломать базу данных кредитной организации и уничтожить напрочь! Облагодетельствовать человечество. Только выиграет не человечество, а средняя часть среднего класса. Богачи не берут кредитов по определению, они дают кредиты. Нищие не берут кредитов, точнее, им не дают кредитов. Какие долги у бомжа! У апостола Петра, может, была пара кредитов, у Иисуса вряд ли.

Шоу смеялся над тем, как английские ханжи носятся с алкоголиком, который объявил, что завязывает. А трезвый и трудолюбивый середнячок — с ним не носятся. Вот Шоу был трезвый и трудолюбивый середнячок. Вера верой, а надо быть трезвым и трудолюбивым не по религии, а по щепетильности, интеллигентности. Интеллектуалы другое дело, с них спросу нет — они ж интеллектуалы.

Не надо бояться, что порядочному человеку нечего будет попросить у Бога. В конце концов, есть и онтологические долги. Например, долг жить вечно — как количественно, так и качественно. Вечность это ведь не только цель, но и средство. Как «вечное перо» отличается от гусиного не только сроком использования, но и материалом. Одно тесно связано с другим. Священный долг человека — не умирать. Ни духовно, ни телесно. Не убивать, как некоторые тут подсказывают, а не умирать. Ну и как этот долг отдать? Упс. Упс, упс, упс. Боже, прости, что я умру и уже, в общем, того... снашиваюсь, и сделай что-нибудь!

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - Указатели.