«Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет». (Мк 12:31)
Лев. 19,18 «люби ближнего твоего, как самого себя», воспроизводимая в Мф. 22,39 как часть Втор. 6,5, со временем стала рассматриваться как центральная заповедь. Не всеми и не всегда, преувеличивать не надо. Вавилонский Талмуд приписывает Гиллелю фразу «вся Тора в том, чтобы не делать ближнему, другу того, что ты бы счёл неприятным для себя».
Марк считает, что Иисус и задал вопрос, и сам ответил, а писец (грамматик) одобрил ответ, Матфей считает, что Иисус отвечал на вопрос, Лука — что Иисус задал вопрос, а книжник ответил. Марк и Матфей помещают рассказ сразу за рассказом о споре Иисуса с саддукеями, так что Иисус предстает подчёркнутым сторонником фарисейской традиции и противником саддукейской.
В любом случае, для синоптиков характерно добавление к тексту Пятикнижия двух компонентов: предписание служить Богу ещё и «умом», и разделение служения на четыре компонента. У Матфея, правда, деление трёхчастное: служить сердцем, душой, умом.