Английский историк Джон Келли в своей книге «Великий мор» о пандемии XIV века подсчитал, что смертность среди духовенства в Англии была на 10% выше средней. 42-45 процентов против 30 (стр. 224).
Во время той чумы погибло около половины населения Евразии. В Москве, к примеру, умерли митр. Феогност и почти все члены княжеской семьи, остался один Дмитрий. Кстати, от этой чумы умерла в Авиньоне та самая петраркова Лаура.
Причина повышенной смертности духовенства очевидна: священники больше контактировали с заболевшими, исповедуя их и преподавая им последнее причастие. Благодать нимало их не защищала, и было бы суеверием полагать, что должна защищать. К сожалению, такое суеверное отношение к благодати как особой защитной силе, не редкость и в наши дни.
Смертность среди священников привела к тому, что один английский епископ разрешал умирающим исповедоваться кому угодно, хотя бы и женщине. Впрочем, папа Климент VI нашёл более остроумный выход, даровав отпущение грехов всем, умершим от чумы без исповеди из-за нехватки духовенства.
В конце XVIII века в Москве произошёл знаменитый Чумной бунт, когда толпа убила митрополита Амвросия. Поводом стало то, что была закрыта для поклонения Иверская часовня, но и в целом духовенство повело себя тогда вполне грамотно, временно прекращая богослужения, чтобы не распространялась зараза. От чумы, кстати, умер московский священник — отец известнейшего деятеля екатерининской эпохи митр. Платона Левшина.
Так что даже в XVIII веке люди понимали, что благодать и святость не обязаны лечить от болезней. Чудо есть исключение, а не закон.
Как священник Харьковско-Полтавской епархии не могу не привести две цитаты из «Настольной книги священно- церковно- служителя» С.Булгакова 1913 года. Рассказывая о мерах против распространения дифтерита, Булгаков напоминает:
«Харьковской духовной консисторией в 1876 году было предписано всем священникам епархии:
1) Во все время существования в их приходах эпидемических болезней служить литургию и в будние дни, по крайней мере два раза в неделю, для приобщения именно больных детей, заблаговременно давая знать о том прихожанам через сельское начальство
2) Наблюдать, чтобы дети, страдающие дифтеритом, оспой и т.п., были приобщаемы после здоровых с употреблением при этом отдельного плата». [...]
Полтавским епархиальным начальством было предписано к точному и непременному исполнению: дифтеритных детей, а также возрастных допускать к приобщению св. Таин в церкви после здоровых, «имея при этом для первых особую лжицу и особый холщовый плат, сожигая последний в алтаре, а лжицу сухо отирать также особым платом».
Так что меры против эпидемий приниматься могут и должны. Какие, надо решать в каждом отдельном случае. В условиях, когда чекисты уже арестовывают за распространение панических слухов по приказам ЦРУ, я воздержусь оценивать готовность отчизны к эпидемии и то, как наши врачи будут выявлять болезнь, у которой основные симптомы — небольшая температура и легкий кашель.
Как человек, выросший в семье учителей и врачей, скажу одно: страшнее любой болезни и невежества псевдо-врачи и псевдо-учителя. Большинство врачей и учителей России таковы. Выход один — не ударяться в суеверия, а стараться самим освоить начала гигиены. Заболев, не выходить из дому, а если уж вышли, до в маске (здоровым маски не нужны, вирус и через глаза проникает). Носить перчатки — например, нажимая кнопки на домофоне, или пользоваться платком. Не здороваться за руку. Меньше ходить туда, где много людей, держаться от людей на расстояниии 2-3 метров. Слушать «Радио Радонеж».