«А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их» (Ио 10:12).
Почему, собственно, убегает плохой пастух? Вероятность, что волк вцепится в глотку ему, а не овце, ничтожна. Но вероятность за потерянную овцу получить по шее (и не получить оговоренной платы) очень высока. Проще найти другого скотовода, которому нужен пастух на час.
Сматывающий удочки подёнщик труслив или благоразумен? Одновременно и то, и то. Поэтому благоразумие важное качество, но само по себе весьма скользкая добродетель. Пилат был благоразумен. Понтий был благоразумен. Сталин, Путин… Имя им легион. Вы думали, они волки? Они просто благоразумные подёнщики.
Кому ещё окружающий мир — не своя рубашка?
Да каждому. Это и есть первородный грех.
Волки у каждого свои, а результат общий. Лучший способ защититься от волчка — крепко заснуть. Так вся история и есть жизнь во сне. Кого-то, правда, кусают, но мемуары пишут и мудростью житейской делятся те, кто выиграл соревнования по сну.
Это и есть первосмерть. В отличие от физической, которая одна, может настигать человека хоть каждую минуту.
Убеждать себя, что всё не так уж страшно, что никакой волк не грозит, бесполезно. Грозит, зараза.
Помогает другое, противоположное: на заснуть, а проснуться. Проснуться в мир, где Бог, где Воскресший, где Дух жизни. Может, смелее и не станешь, но по крайней мере будешь понимать, что шарахаешься от собственной тени. Потому что волчок — это именно моя тень. Избавиться от неё совсем нереально, но как-то так встать, чтобы солнце было над тобой в зените — можно. Вот, к примеру, на Голгофе… Ну, Голгофу ещё заслужить надо, но хотя бы не бегать, чуть что, от каждого пятна Роршаха. Покрыться холодным потом, затрепетать, обсыпать себя экземой, а потом всё-таки проснуться в мир, где я не устроился работать, где я — работаю и даю работу другим.